Буторина Нелли Владимировна Подписан: Буторина Нелли Владимировна DN: O=МАДОУ НТГО Ёлочка, CN="Буторина Нелли Владимировна ", E=butorinanelli@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка» (далее – детский сад). 1.2. Наставничество в дошкольном учреждении — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми воспитателями и другими педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник — опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики дошкольного воспитания. Молодой специалист — начинающий воспитатель (или дугой педагогический работник), как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе педколледжа или вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. 1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области дошкольного образования (ими предметной специализации), методики дошкольного воспитания 1.4. Правовой основой наставничества в дошкольном учреждении являются настоящее положение, нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки воспитателей и специалистов образовательных учреждений. 2. Цели и задачи наставничества. 2.1. Целью наставничества в МАДОУ НТГО детский сад «Ёлочка» (является оказание помощи молодым воспитателями (специалистам) в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства. 2.2. Основными задачами наставничества в детском саду являются — привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление воспитателей и других педагогических работников в образовательном учреждении; — ускорение процесса профессионального становления воспитателя (или др. педагогического работника) и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; --- формирование профессиональных качеств молодого педагога, как личности, адаптированной к современной социокультурной ситуации мегаполиса; -- формирование системного подхода начинающих педагогов к анализу и планированию своей деятельности; --- укрепление традиций, направленных на сближение взаимопонимание и созидательную деятельность всех участников образовательного процесса и реализации идеи социального партнерства; --- удовлетворение потребностей в неформальном профессиональном общении; формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании; — адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива детского сада и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению своих должностных обязанностей; --- расширение социокультурных границ профессиональной деятельности молодых педагогов. 3. Организационные основы наставничества. 3.1. Наставничество организуется на основании годового плана детского сада. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляют: Старший воспитатель, специалисты, воспитатели групп, в которых организуется наставничество. 3.3. Наставник подбирается из наиболее подготовленных воспитателей (или специалистов), обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление об организации работы в едином образовательном пространстве ДОУ, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному направлению. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных. 3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете. 3.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года 3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: - впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях; - выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений; - выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; -педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми по инновационной технологии. 3.7. Замена наставника в случаях: — увольнения наставника; — перевода на другую работу подшефного или наставника; — привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; — психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым воспитателем (или других педагогических работником ) в период наставничества. 3.9. За успешную работу наставник отмечается по действующей в детском саду системе поощрения. 4. Обязанности наставника: — знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; — разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки; — изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к организации детской деятельности, коллективу ДОУ, детям и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового чтения; — знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственно-предметной развивающей средой детского сада; — вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка, выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности); —оказывать необходимую помощь; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом непосредственно образовательной деятельности, досуговых мероприятий; — разрабатывать совместно с молодым специалистом План самообразования; — оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации детской деятельности, — личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; — участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; —периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; — подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 5. Права наставника: — с согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников детского сада; - требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. ---Группа наставников обладает рекомендательным правом на повышение квалификационной категории и образовательного ценза; может ходатайствовать о выдвижении воспитателя (педагога) к участию в профессиональных конкурсах («Воспитатель года» и др.). 6. Обязанности молодого специалиста. 6.1. В период наставничества молодой специалист обязан: — изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности детского сада и функциональные обязанности по занимаемой должности; — выполнять план профессионального становления в установленные сроки; — постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; — учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; — совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; — периодически отчитываться о своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 7. Права молодого специалиста. Молодой специалист имеет право: — вносить на рассмотрение администрации детского сада предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; — защищать профессиональную честь и достоинство; — знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; — посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; — повышать квалификацию удобным для себя способом. 8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя. 8.2. Старший воспитатель по работе обязан: — создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; — организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; — изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; — определить меры поощрения наставников. 9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: — настоящее Положение; — планы работы наставников; — протоколы заседаний группы наставников, на которых рассматривались вопросы наставничества; — методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству; — переписка по вопросам деятельности наставников.