Буторина Нелли Владимировна Подписан: Буторина Нелли Владимировна DN: O=МАДОУ НТГО Ёлочка, CN=" Буторина Нелли Владимировна ", E=butorinanelli@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2022.03.25 09:32:17+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 11.2.1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее - Положение) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка» (далее - Учреждение) разработано в соответствии с: · Конвенцией о правах ребенка ООН, · Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года; · Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями на 21.01.2019 год; · Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», · Образовательной программой дошкольного образования Учреждения (далее ООП). 1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности. 1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ООП и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: · Физическое развитие; · Социально-коммуникативное развитие; · Познавательное развитие; · Речевое развитие; · Художественно-эстетическое развитие. 1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса. 1.5. Оценка физического развития проводится инструктором по физической культуре ДО. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей медицинской сестрой, закрепленными за ДО детской городской поликлиникой в соответствии с договором. 1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) квалифицированными специалистами (педагогом-психологом). 1.7. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом. При необходимости (при обращении родителей или педагогов) диагностика может проводится ранее для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции. 1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольных отделений Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики 2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. 2.2. Задачи педагогической диагностики: · Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности); · Оптимизация работы с группой детей. · Совершенствование организации образовательного процесса. 2.3. Принципы педагогической диагностики: · Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики. · Принцип доступности результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные комиссии). · Принцип прогностичности - проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. · Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования). · Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и правил); · Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации). · Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду). · Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику). 2.4. Педагогическая диагностика: · позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; · учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; · позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; · учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 3. Организация проведения педагогической диагностики 3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая диагностики) проводятся в октябре (первые 10 дней месяца) и мае ( первые 15 дней месяца). 3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: · старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; · специалисты дошкольных отделений проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции; · воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции. 3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется: · при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) · в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель) – в целях определения динамики развития ребенка; · в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. 3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации. 3.5. Фиксация показателей развития выражается в форме: - показатель сформирован (достаточный уровень «2») - наблюдается в самостоятельной деятельности ребѐнка, в совместной деятельности со взрослым; - показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «1») - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребѐнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даѐт аналогичные примеры; - показатель не сформирован (недостаточный уровень «0») - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребѐнок не даѐт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребѐнком по данному направлению с учѐтом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьѐй по реализации Образовательной программы. 3.6. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.7. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами. 3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами ДО старшему воспитателю. 4. Инструментарий педагогической диагностики 4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДО используются: · наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок; · специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга; · изучение продуктов деятельности детей; · беседы с родителями. 4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме. 4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДО и ухода из него. 5. Методологическая основа педагогической диагностики 5.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет (методического комплекта программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.) 6. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику 6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДО, несет ответственность за: · тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха; · ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий); · соблюдение конфиденциальности; · качество проведения обследования воспитанников; · доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников; · оформление соответствующей документации диагностических мероприятий в установленные сроки. по итогам проведения 7. Контроль 7.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заместителем директора по ВМР и старшим воспитателем посредством следующих форм: · ежедневный текущий контроль; · тематический контроль; · оперативный контроль; Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом. 8. Документация 8.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику: · заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года; · проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также обобщающую справку по результатам диагностирования; · справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю, который обобщает результаты диагностирования по ДО. · на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития или программы работы с одаренными обучающимися и обучающихся с особыми образовательными потребностями. 8.2. Диагностические карты хранятся в течение 5-ти лет в методическом кабинете.