Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка» Принято: Педагогическим советом МАДОУ НТГО детский сад «Ёлочка» Протокол № 1 от 31.08.2021г. Буторина Нелли Владимировна Подписан цифровой подписью: Буторина Нелли Владимировна DN: O=МАДОУ НТГО Ёлочка, CN="Буторина Нелли Владимировна ", E=butorinanelli@ mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2022.10.10 16:11:22+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.0 Утверждаю: Заведующий МАДОУ НТГО детский сад «Ёлочка» ___________ Н.В. Буторина Приказ № 311к от 31.08.2021г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир чудес» Направленность: художественно-эстетическая Автор-составитель: Малинина Наталья Леонидовна, музыкальный руководитель, ВКК Нижняя Тура, п. Ис 2021 год 1 Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Основные принципы 1.3. Планируемые результаты 1.4. Нормативно-правовое и программно-методическое программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Описание способов и методов реализации Программы. обеспечение 2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 2.3. Взаимодействие с социальными партнерами. 2.4. Учебный план 2.5. Формы аттестации. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Материально-техническое обеспечение 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 3.3. Методическое обеспечение программы 3.4. Методическая литература ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Мониторинг к программе № 2 Календарно-тематическое планирование № 3 Картотека театрализованных игр 3 4 5 7 9 9 10 10 11 12 13 14 15 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ДОУ должно создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Для современного общества важнейшим является развития у детей творчества, креативного мышления, способствующего формированию разностороннеразвитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Содержание программы направлено на: Формирование коммуникативных качеств личности; Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, Формирование у детей навыков, для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения); Формирование эстетического вкуса; Воспитание нравственных начал; Воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи; Художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста; Программа определяет важнейшие принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста; - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Актуальность: Умение выразительно высказываться на публике, чувствовать себя уверенным можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям 3 перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какоголибо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Очень важным является развитие у детей творчества, креативного мышления, позволяющее формировать личность, отличающуюся неповторимостью и оригинальностью Таким образом, театрализованные занятия помогают развивать личностно эмоциональную сферу ребенка. Программа рассчитана на детей 3 – 7 лет, срок реализации 4 года, 36 занятия; форма обучения: очная; язык, на котором осуществляется обучение: русский; направленность: художественно-эстетическая. Программа разработана на основе программ Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации», Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». Основной целью программы является: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства воспитание творческой индивидуальности ребенка, формирование интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи программы: 1. Создать условия для творческой активности детей, их самореализации, раскованности, коммуникабельности, появления личных индивидуальных качеств. 2. Развивать двигательную способность. Моторику разных частей тела, координацию движений. Развивать и совершенствовать детскую пластику. Формировать умение раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела. 3. Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. 4. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.). 5. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через проигрывание отдельных сцен, выполнение этюдов на выражение основных эмоций и передачу черт характера, проигрывание сценок, игр-драматизаций, спектаклей. 1.2. Основные Принципы Программа определяет важнейшие дидактические театрализованной деятельности с детьми: Принцип психологической комфортности. принципы организации 4 Создание условий, в которых дети чувствуют себя, снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности. Принцип творчества Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Принцип целостного представления о мире Личностное отношение детей к полученным знаниям и умение принять их в своей практической деятельности. Принцип вариативности Предполагает у детей понимание возможности различных решение задач 1.3. Планируемые результаты Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль. Ожидаемый результат: o Владение выразительностью речи. o Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц. o Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения. o Свободное выступление перед публикой, снятие зажимов, комфортное ощущение и получение положительных эмоций от своей деятельности и деятельности совместно со сверстниками и взрослыми. В три года ребёнок: Любознательный, активный – проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображенных на них героев сказок. Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажи. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками понимает образный строй спектакля оценивает игру актеров, средствами выразительности и оформления постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту мира природы 5 Совершенствует умения разыграть сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций. Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре. К четырем годам ребенок: - имитирует характерные действия персонажей; - передает эмоциональное состояние человека; - запоминает значительные отрывки из любимых произведений; - разыгрывает с помощью воспитателя знакомые сказки; - знаком с элементарными средствами выразительности (движение, жесты); - проявляет интерес к театрализованной игре; - знает приемы вождения настольных кукол; - действует с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли; - слушает сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает героям произведения; - с помощью воспитателя инсценирует небольшие отрывки из сказок; - читает наизусть потешки и небольшие стихотворения. К пяти годам ребенок: - имитирует голоса животных, интонационно выделяет речь тех или иных персонажей; - проявляет желание участвовать в кукольных спектаклях; - знаком с профессией артист; - различает жанры литературных произведений: стихи, проза, загадки; - использует мимику и пантомиму при исполнении сценок; - объединяется в игре с другими детьми, выбирает роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью; - умеет подбирать предметы и атрибуты для игры; - считается с интересами товарищей; - приобрел более сложные игровые умения и навыки (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей); - приобрел исполнительские навыки (ролевое воплощение, действие в воображаемом плане); - разыгрывает несложные представления по знакомым литературным произведениям; - использует для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест). - понимает эмоциональное состояние персонажа; - использует в театрализованных играх образные игрушки и бибабо; - пересказывает наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. К шести годам ребенок: - соотносит художественный образ и средства выразительности, характеризующие его; - желает попробовать себя в разных ролях; 6 - создает творческую группу для подготовки и проведения спектаклей, использует все имеющиеся возможности; - выстраивает линию поведения в роли, использует атрибуты, детали костюмов; - свободно чувствует себя в роли, импровизирует; - с желанием выступает перед сверстниками, родителями и другими гостями; - владеет интонационной выразительностью речи; - выразительно, с естественными интонациями читает стихи, участвует в чтении текста по ролям, в инсценировках. К семи годам ребенок: - активно участвует в творческой деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого; - владеет навыками художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок; - самостоятельно находит способ передачи в движениях определенных образов; - самостоятельно организует все виды игр в том числе театрализованные; - умеет брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом; использовать атрибуты; - умеет выбирать сказку, стихотворение для постановки; - готовит необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; - распределяет обязанности и роли между сверстниками; - использует средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения); - использует в театрализованной деятельности разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.); - осваивает выразительные средства языка. 1.4. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение программы Нормативной базой для составления дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир чудес» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка» являются: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17 октября 2013 года; Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13); Постановления от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; 7 Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка» № 1242, утверждённый постановлением администрации НТГО от 18 декабря 2019года; Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС. ООП ДО «Ёлочка»; Программы воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка» утв. Приказом от 31.08.2021 № 311к Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка» с 2021 по 2025гг., утв. Приказом № 84к от 17.03.2021г. 8 2. Содержательный раздел 2.1. Описание способов и методов реализации Программы. Способы реализации Программы. Индивидуальный - позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат, ограничивает сотрудничество с другими детьми. Одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя или музыкального руководителя с ребёнком – один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и дошкольником. Это даёт музыкальному руководителю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны; помогает педагогу выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, участию в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются. Групповой (индивидуально-коллективный) - группа делится на подгруппы. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Фронтальный - работа со всей группой, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения. Методы реализации Программы. 1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала). К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, рассказ, разъяснение, инструкция, использование словесного художественного образа. К наглядным методам относятся рассматривание; наблюдение; показ. К группе наглядных методов относится и демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы). Практическими методами являются упражнение. 2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру деятельности). В основе репродуктивного метода – действие по образцу или правилу. Метод прямого обучения предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит её перед детьми. Далее даёт образец способов выполнения задания. В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребёнка на достижение результата. 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия материала); 4. Активные, интерактивные, эвристические (по степени активности детей). 2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации детей. Очевидно, что семья и педагоги, имея свои особые 9 функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и педагогов театрализованная деятельность будет успешной. Педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь. Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Основные направления Формы взаимодействия взаимодействия Информирование, ознакомление папки-передвижки, памятки, родителей (законных представителей) с консультации, библиотеки для родителей, условиями, содержанием образовательной стенды, сайт Организации, организация деятельности Организации дней открытых дверей Психолого-педагогическое мастер-классы, семинарыпросвещение родителей практикумы, круглые столы, акции, тематические консультации Вовлечение родителей в Работа родительского клуба, совместную образовательную театральные праздники, развлечения, деятельность с детьми и педагогами конкурсы, выставки, акции, творческие (включая совместное детско-взрослое мастерские, совместные спектакли, проектирование) творческие вечера Изучение эффективности беседы, анкетирование, опросы деятельности семьи как института воспитания детей беседы, анкетирование, опросы Не менее важно привлекать родителей к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помощи в выборе пьес для инсценировок. 2.3. Взаимодействие с социальными партнерами. Взаимодействие с социальными партнёрами. Для эффективной реализации Программы, педагоги осуществляют взаимодействие с социальными партнёрами на основе сотрудничества и выстраивания партнерских отношений. Социальными партнерами являются социально-значимые объекты, находящиеся в ближайшем окружении Организации и имеющие ресурсы для реализации Программы. С целью осуществления театрализованной деятельности педагоги выстраивают взаимодействие с Клуб «Орион» п. Сигнальный, ДК «Артёма» п.Ис. 2.4. Учебный план Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. 10 Занятия проводятся по подгруппам. Продолжительность занятия: 15 мин. – младшая группа, 20 мин. – средняя группа, 25 мин. — старшая группа, 30 мин. — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год -36. Оптимальное количество детей на занятиях по театрализованной деятельности – 6 – 10 человек. Группа Количество Количество Количество Период обучения занятий в занятий в занятий в неделю месяц год Младшая группа 1 4 36 Сентябрь – май (3-4 года) Средняя группа 1 4 36 Сентябрь – май (4-5 лет) Старшая группа 1 4 36 Сентябрь – май (5-6 лет) Подготовительная 1 4 36 Сентябрь – май к школе группа (6-7 лет) При организации театральной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы. Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга (приложение № 1) Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием по театрализованной деятельности согласно возраста (приложение № 2) 2.5. Формы аттестации. Формой подведения итогов реализации программы согласно учебному (тематическому) плану являются: премьеры спектаклей (в соответствии с темой обучения), творческие задания, проект самостоятельного создания сценария, персонажей, декораций из подручных материалов. 11 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Средства реализации Программы. Виды деятельности Средства Игровая Игровая игры, игрушки, игровые маркеры пространства, предметызаместители Коммуникативная дидактический материал Восприятие книги для детского художественной чтения, в том числе литературы и фольклора аудиокниги, иллюстративный материал Самообслуживание и оборудование и элементарный бытовой инвентарь для всех видов труд труда Конструирование Различный материал Изобразительная оборудование и материалы для рисования Музыкальная детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др Театральная театральные костюмы, маски, ширмы, реквизит Особые условия Наглядные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски); Демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели, объекты и предметы); Печатные (книги для чтения, хрестоматии, энциклопедии, учебнометодические пособия, раздаточный материал); Технические-ТСО (музыкальный центр, видеопроектор, ноутбук, интерактивная доска); Аудиовизуальные (аудиозаписи, слайды, презентации, видеофильмы образовательные на цифровых носителях) Для осуществления театрализованной деятельности в Организации оборудована групповая комната - студия, имеется необходимое оборудование и инвентарь для организации совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. Санитарно-гигиеническое состояние помещения соответствует действующим санитарно-гигиеническим правилам и нормативам. Средства обучения и воспитания: 1) Предметы материальной культуры: натуральные предметы (музыкальные инструменты) объёмные изображения (муляжи); плоскостная наглядность (фотографии, плакаты, предметно-схематические модели; детская художественная литература, в том числе справочная; игровое оборудование (игрушки образные, дидактические, настольные и печатные игры, игрушки-забавы, музыкальные, театрализованные, предметы оперирования; строительные и конструктивные материалы; оборудование и инвентарь для всех видов труда; разнообразные игровые пособия; наборы для детского творчества (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования). 12 2) Технические средства обучения: компьютерное оборудование, оснащенное доступом к интернету технические устройства обучения; аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты: мультимедийные презентации, фотографии, развивающие компьютерные игры, слайд-альбомы, аудиозаписи, видеозаписи. 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда в является частью образовательной среды. Образовательная деятельность предполагает свободное передвижение воспитанников не только в пределах своего группового помещения, но и в студию. Развивающая предметно-пространственная среда является не только развивающей, но и изменяющейся в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, образовательных задач. Развивающая предметно-пространственная среда Организации организована в соответствии с ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологическими требованиями. Развивающая предметно-пространственная среда в студии представлена центрами активности детей, которые позволяют активизировать их самостоятельную деятельность, создают условия для их развития. активности детей, которые позволяют активизировать их самостоятельную деятельность, создают условия для их развития. Центр игровой активности представлен игрушками, полифункциональными игровыми материалами (мягкими модулями, легкими переносными ширмами, детскими матами, легкой передвижной детской мебелью) и предметами. Для полноценной реализации ролевых игр в студии имеются ролевые атрибуты. Наличие в центрах легкой переносной мебели, ширм, выдвижных и раздвижных столов, веревок, прищепок, отрезов разной ткани, позволяет детям самостоятельно преобразовывать групповое пространство в соответствии с игровым замыслом. В групповых помещениях имеются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, разнообразные элементы костюмов для режиссерских игр, игр – драматизаций. Литературный центр представлены детской библиотекой, которая оснащена детской художественной, познавательной литературой, книгами для самостоятельного рассматривания, чтения, портретами детских писателей, иллюстрациями к художественным произведениям, открытками, фотографиями и др.). Образовательное пространство центра обеспечивается за счет периодической сменности познавательного материала и литературы. Художественно-эстетический центр организован как условие для развития самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии с возрастом. В нем имеются детские музыкальные инструменты (дудочка, ложки, колокольчики и др.) и музыкальные книжки. Группа располагает записями мировой классической музыки, русской народной музыки, детских песен. 13 Центр театра. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются: - различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.; - реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; - атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал. Оборудован уголок ряженья. 3.3. Методическое обеспечение программы Содержание дополнительной образовательной деятельности по театрализации включает: - игры-драматизации; - упражнения для социально-эмоционального развития детей; - упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); - задания для развития речевой интонационной выразительности; - игры- превращения, образные упражнения; - упражнения на развитие пластики (ритмопластика); ритмические минутки; - пальчиковый игро-тренинг для развития моторики рук; - упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; - картотека театрализованных игр (Приложение 3) Приемы и методы организации. - Беседы – проводятся с целью освоения нового материала. - Подвижные игры – организуются для раскрепощения и отдыха детей на занятии. - Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия. - Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка. - Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала. - Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках. - Изготовление поделок – проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти. Дидактический материал. Папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра»; Картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Ритмопластика», «Игры на развитие двигательных способностей»; Лэпбук «Мир театра» 14 Картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами; Альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей; В совместной работе с родителями появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Щелкающей головки», театр «Забавная перчатка»; 3.4. Методическая литература: 1. Алябьева Е. А. Читаем детям 3-7 лет. Методические рекомендации. М., 2009 2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991 3. Бабинова Н. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. С-П., 2014 4. Вакуленко Ю. А., Власенко О. П.Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. В., 2008 5. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. С-П., 2011 6. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. М., 2021 7. Зимина А. Н. Музыкальные сказки. Сценарии и ноты. М., 1998 8. Игнатова С. В., Илларионова Н. В. Театр теней своими руками. М., 2008 9. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. С-П., 2015 10. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1969 11. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1973 12. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. М., 2007 13. Картушина М. Ю. Музыкальные сказки о зверятах. М., 2009 14. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. М., 2009 15. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2004. 16. Рахно М. О., Хусаинова Я. Ю. Домашний кукольный театр. Р-на-Д, 2008 17. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий. М., 2007 18. Шорохова О. А. Играем в сказку. М., 2007 19. Интернет ресурсы. 15