муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка» Принято: Педагогическим советом МАДОУ НТГО детский сад «Ёлочка» Протокол № 1 от 29.08.2022г. Буторина Нелли Владимировна Подписан цифровой подписью: Буторина Нелли Владимировна DN: O=МАДОУ НТГО Ёлочка, CN="Буторина Нелли Владимировна ", E=butorinanelli@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2022.10.13 10:58:30+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.0 Утверждаю: Заведующий МАДОУ НТГО детский сад «Ёлочка» ___________ Н.В. Буторина Приказ № 279к от 29.08.2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скоро в школу» Направленность: социально-педагогическая Автор-составитель: Шкиль Елена Алексеевна, педагог психолог, IКК Нижняя Тура, п. Ис 2022 год Содержание дополнительной образовательной программы 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы 1.4. Характеристика контингента воспитанников 6-7 года жизни 2. Содержательный раздел 2.1. Объём программы 2.2. Содержание дополнительной образовательной программы 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы 2.4. Формы и режим занятий 2.5. Планируемые результаты обучения 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний 2.7. Тематический план 2.8. Учебный план 2.9. Календарный учебный график 2.10 Календарно – тематическое планирование 2.11. Рабочие программы разделов 3. Организационный раздел 3.1. Организационно-педагогические условия 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы 3.3. Учебно-методическое обеспечение 3.4.Кадровые условия 3.5.Информационное обеспечение 3 3 4 5 6 6 8 8 9 9 9 10 10 12 16 17 18 18 19 20 4. Оценочные материалы Приложение №1. Мониторинг и система оценки планируемых результатов освоения программы Приложение №2. Показатели подготовки планируемых результатов освоения программы 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана для детей 6-7 лет на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу» разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими организацию дополнительного образования: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Оказание образовательных услуг по реализации дополнительных образовательных программ дошкольного образования», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». Продолжительность обучения: 33 уч. недели по 30 минут в неделю. «Скоро в школу» программа, которая является комплексным подходом в обучении детей, направлена на развитие, как познавательной деятельности, так и психологической готовности. 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность Начало обучения в школе - качественно новый этап в жизни ребёнка, и главное, чтобы при переходе на эту новую ступень у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности. Желание учиться. Комплексная развивающая программа «Год до школы»: от «А» до «Я» предназначена для организации подготовкеи детей 6-7 лет, посещающих ДОУ, к обучению в школе. Она направлена на развитие, как познавательной деятельности, так и психологической готовности. Занятия, включающие разнообразные игровые этюды, психологические упражнения, пальчиковые 3 игры, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики и т.д.,способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе, развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор ребёнка., развивают зрительно-моторную координацию. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение, создают доверительную атмосферу в детском коллективе. Игровые занятия помогают ребёнку принять роль ученика, формируют эмоционально положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. В программе заложено содержание, позволяющее обеспечить каждому ребёнку необходимые стартовые возможности для поступления и дальнейшего успешного обучения в школе. Создаются условия для развития внимательности. Умения рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать ивыделять существенные признаки предметов, совершенствовать познавательную активность. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. В ходе работы формируется необходимая каждомупервокласснику интеллектуальная активность, рождается радостьпознания. 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы Подготовка детей 6-7 лет к школьному обучению в настоящее время является одним из актуальных вопросов, как в дошкольных учреждениях, таки для родителей будущих первоклассников. Цель программы - подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе на основе развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы средствами комплексно разработанных занятий. Реализация цели предполагает решение ряда задач: 1. Определить уровень готовности детей к обучению в школе (проведение первичного и повторного психолого-педагогического обследования). 2. Расширять общий кругозор знаний. 3. Оценить и совершенствовать предпосылки формирующейся мотивации к учебной деятельности, интеллектуальную активность (исполнительскиеспособности, волевые качества, мотивацию) ребенка. 4. Способствовать формированию психологической готовности детей к школе; личностной и социально- психологической готовности; интеллектуальной готовности; эмоционально-волевой готовности. 5. Совершенствовать развивающиеся высшие психические функции (память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь с опорой на способности ребенка). Развивать умения сравнивать объекты, обобщать и находить причинно-следственные связи; развивать графические навыки, зрительно-моторную координацию. 4 1.4. Характеристика контингента воспитанников 6-7 года жизни У дошкольников продолжает развиваться восприятие. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков ( величина и форма предметов, положение их в пространстве). Увеличивается устойчивость внимания — до 20—25 минут. Оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Объем внимания составляет 7—8 предметов. Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделяет задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный (т.е. благоприятный) для развития фантазии. Социально-личностное развитие. Поведение ребёнка начинает регулироваться представлениями о том, что хорошо и что плохо. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, когда поступает правильно; и смущение, неловкость, когда нарушает правила. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. 5 2. Содержательный раздел 2.1. Объём Программы Объём дополнительной образовательной программы «Скоро в школу» обусловлен комплексным взаимодействием всей программы, где присутствует единый игровой сюжет. Основной формой занятий является фронтальное учебно игровое занятие, с использованием стандартных и нестандартных форм, приемов и видов деятельности. На занятиях используется демонстрационный и раздаточный материал. 2.2.Содержание дополнительной образовательной программы Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач. Особое внимание уделено практическому овладению каждым ребёнком языковой действительности, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её привольность. Используемый на занятии дидактический материал понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения. Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей, программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка. Предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) с целью подготовки руки ребёнка к письму. Используется моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и подготавливает ребёнка к определению звукового строения слова. Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений. Развитию мышления так же способствует отгадывание детьми загадок, а весёлые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированными на ребёнка – дошкольника. Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Содержание программы учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Педагог, родитель 6 могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в неё изменения. Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе задания усложняются), однако ведущей задачей остаётся подготовка к обучению грамоте. Программа предусматривает звуковой аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Журовой. Очень важным в программе является формирование у ребёнка учебных умений: 1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь образовательный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют ребёнка, побуждают его к учебной деятельности. 2. Умение решить учебные задачи самостоятельно: с этой целью используются листы, с помощью которых ребёнок сам может выбрать последовательность решения, работать в своём темпе. 3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы. Основное назначение программы «Скоро в школу»: 1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, графическими и заданиями ориентировки на листе бумаги, которые помогут усвоить программу. 2. Подготовить детей к школе, способствуя: - формированию запаса умений и навыков знаний, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе; - пониманию анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, т.е овладение мыслительными операциями; - формированию умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; - формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять контроль и самооценку; - развитию способности к саморегуляции поведении и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; - овладению навыками речевого общения; - развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «О ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе. 7 Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Каждое занятие подчинено одной теме или сюжету. Все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами: - в организационный момент занятий включаются упражнения способствующие развитию коммуникации детей, сплочению детского коллектива; - в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; - на каждом занятии ведется работа над усвоением новой буквы алфавита; - физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий; - даются задания на словотворчество детей; - на занятиях учитываются требования как в познавательной потребности детей, так и психологической готовности. Основная форма работы- фронтальное учебно-игровое занятие с использованием стандартных и нестандартных форм, приёмов и видов денятельности: психологических игр, этюдов, релаксационных упражнений, логических заданий, рассказа, бесед, рисунков, графических диктантов, загадок и т.д. Деление содержания программы «Скоро в школу» условно и зависит: 1. От возраста, с которого начата работа по данной программе. 2. От состояния психического развития ребёнка. Для успешной реализации программы необходимо: - проводить с детьми дополнительные графические упражнения, словесные игры, логические задания; - играть с детьми в словесные игры, в которых изучаемая буква встречается чаще чем другие, дети упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание. -заучивание небольших стихотворений способствует развитию слуховой памяти. 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Курс обучения рассчитан на 33 уч. недели. 2.4. Формы и режим занятий Основной формой работы с детьми является занятия. Развивающие занятия проводятся с первой недели октября по четвёртую неделю мая, 1 раз в неделю на базе детского сада. Продолжительность занятия 30 минут. Начало занятий вторая половина дня не ранее 15.00 часов. 8 Набор в группу проводится в начале учебного года на свободной основе. 2.5. Планируемые результаты обучения Обучение детей в соответствии с прилагаемой системой создаёт фундамент успешной учебной деятельности для развития познавательных процессов: мышления, памяти, речи, и, что не менее важно, восприятия, внимания, работоспособности, а также развития устойчивой эмоционально-волевой сферы и навыков общения. В результате работы по программе у детей сформируется позитивное отношение к обучению, исчезнет страх перед поступлением в школу, сделает процесс подготовки радостным и желанным для каждого ребёнка. 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга включающего следующие этапы: первичный и итоговый. 2.7. Тематический план 2.7.1. Тематическое планирование по развитию познавательной и психологической готовности детей в подготовительной к школе группе - игровые этюды, психологические упражнения, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики; - практические логические задания направленные на развитие памяти, логики, мышления, воображения и т.д. 2.7.2. Тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в подготовительной к школе группе - развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук; - произвольно управлять пальцами и кистями рук; - обучение ориентировке на листе бумаги. 2.8. Учебный план 9 № Наименование раздела п/п 1 Общаемся, играя. Развивающие игровые занятия адаптационный период «Кинолента», «Золотая маска» 2 в Год до школы от «А» до «Я» 2.9. Календарный учебный график Режим работы учреждения: 10,5 часов. Содержание Подготовительная группа 6-7 лет Количество возрастных групп 3 Начало учебного года 1 октября 2022 год. Окончание учебного года 31 мая 2023 года Продолжительность учебного года 33 недели всего, в том числе 1-е полугодие 13 недель 2-е полугодие 20 недель Праздничные дни 4.11.2022 г. (нерабочие) 01.06 2023 г. - 31.08.2023 г. 01.01.2023 г. - 08.01.2023 г. 23.02.2023 г. 08.03.2023 г. 02.05.2023 г. 09.05.2023 г. Режим работы 7.00-17.30 Продолжительность учебной недели 5 дней Летний период 01.06.23 г.-31.08.2023 г. Всего в неделю занятий 1 10 Максимальное количество занятий в течение дня Объём недельной образовательной нагрузки Длительность занятия Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки по СанПиН 2.4.1.3049-13 Сроки проведения мониторинга Праздники и развлечения 1 30 минут 30 минут 30 минут 14.10.22-19.09.22г. 18.05.23-22.05.23г. Интеллектуально-познавательная игра Что? Где? Когда? 11 2.10. Календарно – тематическое планирование по развитию 1 БЛОК. Развитие психологической, интеллектуальной, эмоциональноволевой готовности в подготовительной к школе группе Месяц Неделя Название темы Октябрь 1-2 «Золотая маска». Развивающие игры. 3-4 Мониторинг 5 Королева буква «А» 1 2 3 4 Королева буква «Б» Королева буква «В» Королева буква «Г» Королева буква «Д» Задачи Знакомство, создание дружественной атмосферы в группе, настрой на совместную деятельнось. Определение уровня готовности к школьному обучению Развитие внимания,фонематического слуха, слуховой памяти, логического мышления, формирование позитивного отношения к школе.Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Ноябрь Создание непринужденной обстановки в группе. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания,фонематического слуха, слуховой памяти, логического мышления, формирование позитивного отношения к школе.Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Закрепления знаний геометрических фигур. Декабрь 1 Королева буква «Е» 12 Развитие эмпатии, умения описывать своё 2 3 4 Королева буква»Ё» Королева буква «Ж» Королева буква «З» Январь 2 3 4 Королева буква «И» Королева буква «К» Королева буква «Л» Февраль настроение, распознавать настроение других. Развитие внимания,фонематического слуха, слуховой памяти, логического мышления, формирование позитивного отношения к школе.Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие умения понимать и чувствовать друг друга. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, мышления, памяти, целостного зрительного восприятия. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие чувства общности 1 2 3 4 Королева буква «М» Королева буква «Н» Королева буква «О» Королева буква «П» Март и принадлежности к группе. Создание непринужденной атмосферы. Развитие внимания, мышления, памяти, целостного зрительного восприятия. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие уважения в 1 2 3 4 Королева буква «Р» Королева буква «С» Королева буква Королева буква «У» общении, навыка использования слов «Т» вежливости. Закрепление счёта в пределах 6шести. Снятие эмоционального и 13 мышечного напряжения. 14 Апрель Май 1 2 3 4 5 1 2 3 4 Королева буква «Ф» Королева буква «Х» Королева буква «Ц» Королева буква «Ч» Королева буква «Ш» Королевы «Щ», «Э» Королевы «Ю», «Я» Помощь в осознании своих положительных сторон. Развитие внимания, мышления, памяти, целостного зрительного восприятия. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Обучение детей приёмам саморегуляции. Развитие внимания, мышления, памяти, целостного зрительного восприятия. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Определение уровня готовности к школьному обучению Мониторинг 15 2.БЛОК. Развитие графомоторных навыков в подготовительной к школе группе Неделя Содержание заданий 3-4 Октябрь Мониторинг 1-2 Простые штриховки и графические диктанты: «Ботинок», «Воробей», «Гусеница». Штриховка буква «А», «Г» Упражнения «Найди и обведи», «Соедини по точкам». 1-4 Ноябрь. Штриховка буква «Д», «Е», картинок «Ёлка», «Ёж» Выполнение упражнений «Найди и обведи», «Соедини по точкам». Графические диктанты « Домик», «Ель», «Жук», «Замок» 1-4 Декабрь. Рисование наклонных линий. Упражнение «Обведи по точкам» Выкладывание букв из гречки, гороха, фасоли, их обследование. Проведение графических диктантов «Кораблик», «Лошадка», «Мышка» Выкладывание букв из верёвочек. 3-4 Январь. Упражнение «Закончи рисунок». Штриховка «Огурец», «Осьминог» 1-4 Февраль. Графические диктанты «Петушок», Расчёска2», «Слон», «Торт». Составление букв из сч.палочек, фасоли. Упражнение «Найди закономерность и дорисуй ряд», «Дорисуй картинки». Штриховка буква «Р», «С». Раскрашивание букв. 1-4 Март. Проведение графических диктантов «Утюг», «Фонарь», «Хорёк», «Цыплёнок». Штриховка букв с чередованием прямых и зигзагообразных линий. 16 Упражнение «Найди закономерность и дорисуй ряд», «Обведи по точкам», «Пройди лабиринт». Раскрашивание букв. 1-4 Апрель. Штриховка букв. Лепка из пластилина букв. Рисование букв карандашом в воздухе. Проведение графических диктантов «Человек», «Штанга», «Щука», «Эскимо». 1-2 Май. Графические диктанты «Юла», «Яблоко». Выполнение упражнений «Найди и обведи», «Соедини по точкам». Закрепление сформированных навыков. 2.11. Рабочие программы разделов Рабочая программа раздела 1 «Общаемся, играя. Развивающие игровые занятия в адаптационный период». Цель: -расширение представления о себе и об окружающем мире. Задачи: - способствовать нахождению взаимопонимания ребёнка со взрослым и детским коллективом; - преодолению застенчивости, замкнутости, агрессивности; - заложить надёжную основу успешной социализации в школьные годы. Планируемые результаты: понимают термины «дружба», «сплоченность», «настроение», «эмоции». - понимают и осознают свои эмоции и эмоции окружающих, умеют конструктивно их выражать и учитывать в своём поведении; ознакомление с миром слов ( слова звучат по – разному и похоже, бывают длинные и короткие). - знают приёмы снятия мышечного напряжения. Форма организации: игровое занятие с использованием приёма – моделирование ситуаций Рабочая программа раздела 2 «Год до школы от «А» до «Я»» (знакомство с с буквами). Цель: - подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе на основе развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы средствами комплексно разработанных занятий. 17 Задачи: 1. Определить уровень готовности детей к обучению в школе (проведение первичного и повторного психолого-педагогического обследования). 2. Расширять общий кругозор знаний. 3. Оценить и совершенствовать предпосылки формирующейся мотивации к учебной деятельности, интеллектуальную активность (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка. 4. Способствовать формированию психологической готовности детей к школе; личностной и социально- психологической готовности; интеллектуальной готовности; эмоционально-волевой готовности. 5. Определить уровень готовности детей к обучению в школе (проведение первичного и повторного психолого-педагогического обследования). 6. Расширять общий кругозор знаний. 7. Оценить и совершенствовать предпосылки формирующейся мотивации к учебной деятельности, интеллектуальную активность (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка. 8. Способствовать формированию психологической готовности детей к школе; личностной и социально- психологической готовности; интеллектуальной готовности; эмоционально-волевой готовности. Содержание раздела: - развитие познавательной деятельности, психологической готовности к школьному обучению; - разнообразнын игровые этюды, пальчиковые игры, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики; - упражнения направленные на развитии мелкой моторики с помощью различных материалов; - упражнения в заштриховывании различных предметов в разных направлениях – вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями; - упражнения в ориентировке в тетради в клетку. Форма организации: занятия практического характера с использованием карандашей, фломастеров, пластилина, крупы, пуговиц, счетных палочек, пробок, шнурков, мягкой проволоки и прочих материалов. 3. Организационный раздел 3.1. Организационно – педагогические условия Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, квалификация которого соответствует следующим требованиям: высшее педагогическое образование в области, соответствующей профилю данной образовательной программы. Программа может быть реализована педагогом – психологом. Занятия проводятся в течение учебного года, с 1 октября по 31 мая. Зачисление детей проводится на основе заявления родителей. Список зачисленных 18 детей в кружок утверждается заведующей ДОУ. По желанию родителей, они могут присутствовать на занятиях. Для родителей организуются Дни открытых дверей, проводятся развлечения совместно с родителями – познавательноинтеллектуальная игра Что? Где? Когда? На тему: «Скоро в школу». 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы Программа реализует различные формы работы обучающихся на занятиях: - изложение материала; - практикум; - проблемные ситуации. Методы, используемые при реализации программы: - практический; - наглядный (видеоматериалы, схемы, таблицы, макеты, иллюстрации, игрушки, настольно – печатные игры); - словесный (беседы, разъяснения, игры, упражнения, поощрения). Структура занятий включает обязательные элементы: 1) Приветствие, настраивание детей назанятие; 2) Основная часть (игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики); 3) Физминутка; 4) Закрепление пройденного материала; 5) Отработка навыков письма.Графические упражнения,штриховки; 6) Релаксационные упражнения, физминутки; 7) итог занятия, прощание. На занятиях присутствует положительная эмоциональная оценка. При индивидуальной оценке отмечается активность, удача. Занятие заканчивается так, чтобы дети ждали следующей встречи с педагогом-психологом. 3.3. Учебно – методическое обеспечение Занятия с детьми проводятся в кабинете педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, который расположен на первом этаже здания. Занятия проводятся по подгруппам (3-4 человека ) или индивидуально. Инвентарь: стол письменный, столы детские, стулья детские, магнитная доска, с набором демонстрационного материала, раздаточный материал и рабочая тетрадь на каждого ребёнка. Технические средства обучения: магнитофон, ноутбук. Наглядные пособия: алфавит, предметные и сюжетные картинки, различные виды театров (настольный, пальчиковый, перчаточный), тексты для чтения, демонстрационные картинки «Буквы», «Картинки к буквам», «Образцы к графическим диктантам», «Прочие материалы», «Пиктограммы», «Маски». 19 3.4. Кадровые условия Программу реализует педагог– психолог Шкиль Е.А., первая квалификационная категория. Образование: 2001г. Удмуртский государственный университет. квалификация «Педагог психолог», специальность «Психология». Стаж педагогической работы – 27 лет. Стаж работы в данной должности – 6 лет. Повышение квалификации: 2022 год - ООО Учебный центр профессиональной переподготовки «Знания»; город Новосибирск. КПК «Дистанционное обучение детей с ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение), инвалидностью» 144 часа, удостоверение № 540800086668. 2022 год - ООО Учебный центр профессиональной переподготовки «Знания»; город Новосибирск. КПК «Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 144 часа, удостоверение № 540800087229. 2022 год - Учебный центр «Всеобуч» ООО «Агентство информационных и социальных технологий», город Нижний Тагил. ППК «Ранняя профориентация в условиях реализации ФГОС ДО» 36 часов, удостоверение № 35331. 2022 год - ООО Учебный центр профессиональной переподготовки «Знания», город Новосибирск. Присвоена квалификация: «Социальный педагог». ДИПЛОМ о профессиональной переподготовке № 2022/00178. 2022 год - Всероссийский Форум «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова: 1. Марафон «Яндекс аккаунт. Яндекс диск» - 4 часа; 2. «Яндекс документы» - 4 часа; 3. «Яндекс формы» - 4 часа; 4. «Яндекс таблицы» - 4 часа; 5. «Яндекс презентации» - 4 часа; YANDEX-МАРАФОН: использование российских онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации. Яндекс Диплом, 20 часов. 2022 год - Всероссийский Форум «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова: 1.Формирование и определение чувства собственного комфорта каждого участника коллектива. Работа с инструментами: расслабление-напряжение, барометр настроения, телесные упражнения для снятия напряжения – 4 часа; 20 2.Правила уверенного поведения. Упражнение «Драконы – рыцари, принцессы», упражнение «Путь победителя», упражнение «Корсет уверенности» - 4 часа; 3.Целеполагание и мотивация. Работа с инструментами: таблица достижений, таблица качества, техники постановки цели. – 4 часа; 4.Личные границы и их уважение. Работа с инструментами: практика восхищения, Упражнение Таможня, Упражнение «Мои границы» - 4 часа; 5.Разделение ответственности. Работа с инструментами: «Я - высказывания», Упражнение «Границы ответственности», Упражнение «Передача ответственности» - 4 часа. «Деятельность педагога по созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе» - 20 часов, диплом. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности: 2017г., Почётная грамота Управления образования администрации Нижнетуринского городского округа за успехи в организации образовательной деятельности, добросовестный плодотворный труд и связи с празднованием Дня воспитателя и всех дошкольных работников. Участие в конкурсах: 2021 г. – Муниципальный этап областной кейс – игры «Green Team», грамота 3 место; 2022 год - XIIl Областной фестиваль творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта 2022», номинация «Декоративно – прикладное творчество». Диплом II степени; 3.5. Иформационное обеспечение Список литературы: 21 1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.:Ось-89, 2000. С. 82-94. 2. Голубь В.Т. Графические диктанты для детей 5-7 лет. – М.: Вако, 2010. 3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе, ситуации, упражнения, диагностика. - М: Ось-89, 2004. С. 6-7. 4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: Вако, 2005. 5. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001. С. 32-33, 40-43, 140. 6. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Планы занятий.-Волгоград: Учитель, 2004. 7. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 1, 2. – Волгоград:Учитель, 2008. С.32-33. 8. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры.–М.: Гном и Д.,2005.С.3-4. 9. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Сборник упражнений. – М.: Гном и Д., 2004. 10. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты занятий. – М.:Книголюб, 2008. С.3, 8-10. 11.Шваб Е.Д. В школу с радостью. Конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя. – Волгоград: Учитель, 2007. 12.Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа для малышей. Развиваем внимание, восприятие, логику для детей 5-6 лет. – М.: Академия развития, 2006. С. 5, 57, 67-70, 22 Приложение №1 4. Оценочные материалы 23 Мониторинг и система оценки планируемых результатов освоения программы Шифр ребёнка 1 2 Мониторинг по графам (расшифровка граф внизу таблицы) 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Итог Условные обозначения 0 – уровень не сформирован; 1 – находится в стадии формирования; 24 8 9 1 0 Ср. б. 2 – уровень сформирован. Расшифровка граф: 1. Оценка степени психосоциальной зрелости по тестовой беседе 2. Уровень развития мелкой моторики 3. Мотивационная готовность к школьному обучению 4. Зрительная память 5. Слуховая память 6. Узнавание конфликтных изображений – нелепиц 7. Исключение понятий 8. Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок 9. Составление рассказа по картинкам 10.Складывание разрезных картинок Приложение №2 Показатели подготовки планируемых результатов освоения программы - психологическая готовность к школьному обучению – состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности; -интеллектуальная готовность – наличие у ребёнка широкого кругозора, развитыхпознавательных процессов; -эмоционально-волевая готовность – умение управлять эмоциями. Стороить взаимоотношения с окружающим миром. 25