ДОП_Звукознайки

1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка»

Принято:
Педагогическим советом
МАДОУ НТГО детский сад «Ёлочка»
Протокол № 01 от 29.09.2022г.

Буторина
Нелли
Владимировна

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ НТГО
детский сад «Ёлочка»
___________ Н.В. Буторина
Приказ № 279к от 29.09.2022г.

Подписан цифровой подписью: Буторина
Нелли Владимировна
DN: O=МАДОУ НТГО Ёлочка, CN="Буторина
Нелли Владимировна ", E=butorinanelli@
mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2022.11.15 09:17:18+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по подготовке к обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста «Звукознайка»
Направленность: познавательно-речевая

Автор-составитель:
Лобачева Елена Валерьевна
учитель-логопед ВКК

Нижняя Тура, п. Ис
2022 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

I.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы
1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности
1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей
развития детей старшего дошкольного возраста.
ІІ. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы

3
4
6
11
13

2.2. Описание форм, способов и методов реализации Программы.
2.3. Программно-методическое обеспечение программы

16
16

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.

17

ІII. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
3.2. Учебно-тематический план. Расписание занятий.

18
18

ЛИТЕРАТУРА

37

3

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к
овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому
являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к
будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению
грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным,
звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до
поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации
детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика
показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя
более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для
успешного обучения в школе.
В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в
речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него
трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются
особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело
резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах
обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные
затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки,
негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная
утомляемость и невроз.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме,
недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в
системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к
индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому
возникла необходимость в создании дополнительной образовательной
программы «Звукознайка» по подготовке к обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста.
За основу построения программы взят исходный принцип системы
дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с
буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период
обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность
языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). При создании
программы и методики её реализации учитывалось положение Л. С.
Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой
психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не может
осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод
практических заданий является ведущим в данной программе.
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для
работы с детьми 5–7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она

4

обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет
пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном
учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет
Реализуемая программа строится на принципе личностно–
развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с
детьми.
Нормативными документами разработки Программы являются:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.
2012.
2. Конвенция о правах ребёнка; СанПиН 2.4.1. 3049 -13.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N
1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"
4. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка»
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей
является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию,
изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Обучение ведётся на русском языке.
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы.
Цель программы: подготовка детей к школе, сформировать у
дошкольников полноценную фонетическую систему языка, развивать
фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и
синтеза.
Программа решает следующие задачи:
Обучающие:
 закрепить понятие «звук», «буква», «слово»;
 учить детей составлять предложения с заданным количеством слов,
пользуясь моделями;
 учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ
слова);
 расширять словарный запас детей;
 формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинке.
Развивающие:
 развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров,
высказываний;
 развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;
 развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;
 развивать мелкую моторику;
 приобщать детей к художественной литературе.
Воспитательные:
 воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;

5

 воспитывать культуру речи;
 воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности
по отношению к окружающим.
Отличительные особенности программы
Занятия строятся на интегрированной основе с широким
использованием игровых методов.
Одним из основных разделов данной программы является
формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к
обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом
составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо,
чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух
слове, производить анализ звуковой структуры слова. Работа с детьми по
формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков
правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка
(изолированных, в словах, во фразовой речи), формирование
фонематического
восприятия.
Развитие
голосового
аппарата,
совершенствование интонационной выразительности речи, отработку
речевого дыхания. В программе «Звукознайка» уделяется достаточно
времени для развития мелкой моторики, используя приемы:
-игры с мелкими предметами;
-шнуровки;
-изображения пальчиками предметов;
-графические упражнения.
Успешное решение поставленных задач на занятиях по обучению грамоте с
дошкольниками возможно только при использовании педагогических
принципов.
Педагогические принципы построения программы:
 индивидуализации (определение посильных заданий с учетом
возможностей ребенка);
 систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь
и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к
сложному).
 Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и
упражнений;
 наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и
четких образов и представлений в сознании дошкольников.
 сознательности и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим
действиям).

6

1.3 Целевые ориентиры и способы определения их результативности
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
 делить слова на слоги;
 уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
 членить простые предложения на слова;
 определять место звука в слове;
 давать характеристику звуку;
 самостоятельно составлять предложение;
 составлять рассказ с заданным количеством предложений;
 свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
 давать характеристику звуку;
 уметь работать с кассой букв;
 точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание):
 овладевают позой пишущего человека;
 ориентироваться на листе;
 рисовать разнообразные линии;
 делить линию пополам;
 дорисовывать начатые фигуры;
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты
которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных
требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации,
диагностические ситуации:

Исследование звукослоговой структуры слов
Задачи
Исследовать, нарушает ли ребёнок звукослоговую структуру отдельных слов
и слов в предложении.
Процедура проведения
Ребёнку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или
предложение. Затем просят ребенка за педагогом это слово или предложение.
Слова:
велосипед, сухофрукты, простокваша, парикмахер, комбинезон,
инструменты.
Предложения:
Регулировщик стоит на перекрёстке.
У парикмахера расческа и ножницы.
Экскурсовод проводит экскурсию.
Парашютисты готовятся к прыжку.

7

Чернослив и курага – сухофрукты.
Критерии оценивания
3 балла – ребёнок повторяет слова и предложения, сохраняя
звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в
предложении.
2 балла – ребёнок повторяет большинство слов правильно. В отдельных
словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении
ребёнок может их исправить.
1 балл – Ребёнок допускает стойкие грубые ошибки, как в отдельных словах,
так и в предложениях. При повторении ошибки сохраняются.
0 баллов – отказывается от выполнения задания.

Фонематические процессы
Исследование состояния фонематического восприятия
Задачи
Выявить, дифференцирует ребёнок или не дифференцирует:
 Оппозиционные звуки;
 Оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
 Звуки, смешиваемые в произношении.
1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в
произношении.
Ребёнку предлагают показать картинку с указанным изображением.
почка – бочка, мышка – мошка кот – кит, уточка – удочка
2. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении.
Ребёнку предлагают показать картинку с указанным изображением.
сук – жук, мишка – миска, Марина – малина, коза – коса
Критерии оценивания
3 балла – Ребёнок оппозиционные звуки различает. Дифференцирует
оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.
2 балла – Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в
произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков,
смешиваемых в произношении.
1 балл – Ребёнок затрудняется и /или ошибается при дифференциации
оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.
0 баллов - Задание не выполняет совсем.
Исследование состояния фонематического анализа и синтеза
Задачи
 Выявить, выделяет ли ребёнок заданный звук из слова;
 Выявить, выделяет ли ребёнок начальный (конечный)ударный гласный
звук из слова;
 Выявить способность ребёнка выделять конечный и начальный
согласный звук в слове

8

 Определить последовательность и количество звуков в слове.
1. Выделение гласного звука
 Какой первый звук в слове Аист, Утка, Осень, Иголка? (На какой
звук начинается слово?)
 Какой последний звук в слове юлА, зимА, МетрО, шагИ ? (На какой
звук заканчивается слово?)
2. Выделение согласного звука.
 Ребёнку предлагают выделить последний звук в слове, произнося его
чётко:
Какой последний звук в слове соМ, коТ, лимоН, малыШ? (На какой звук
заканчивается слово?)
 Ребёнку предлагают выделить первый звук в слове, произнося его
чётко:
Какой первый звук в слове Мост, Банка, Вода, Дом? (На какой звук
заканчивается слово?)
3. Определение последовательности звуков в слове.
 Ребёнку предлагают определить последовательность звуков в слове.
Назови все звуки в слове МАК.
4. Определение количества звуков в слове.
 Ребёнку предлагается определить количество звуков в слове:
Сколько звуков в слове СУП?
5. Составление слов и последовательно названных звуков:
Я загадала слово, произнесу его по звукам, ты попытайся соединить эти
звуки вместе. Какое слово получилось? Д, О, М
6. Нахождение картинок с заданным звуком:
Покажи картинки в названии которых есть звук [К] , [С]
7. Подбор слов с заданным звуком:
Придумай слово со звуком [А], [М], [У], [П]
Критерии оценивания
3 балла – Ребёнок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный
гласный и согласный, определяет последовательность и количество звуков в
слове, составляет слово из последовательно произнесённых звуков, находит
картинки с заданным звуком, подбирает слова с заданным звуком.
2 балла – ребёнок выделяет начальный гласный и согласный звук в слове, но
ошибается при определении последовательности и количества звуков в
словах.
1 балл – Ребёнок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает
ошибки.
0 баллов – Задание не выполняет совсем.

9

Слоговая структура слова

н.г.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
____________________

к.г.

н.г.

к.
г.

н.г.

к.
г.

н.г.

комбинезон

инструменты

В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

парикмахер

сухофрукты

Ф.И. ребёнка

велосипед

№
п/п

простокваша

В СЛОВАХ

к.
г.

н.г.

к.
г.

н.г.

ИТОГ

Регулировщик
У
Экскурсовод
стоит на
парикмахера
проводит
перекрёстке.
расчёска и
экскурсию.
ножницы.
к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к.
г.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Дифференциация
смешиваемых в
произношении звуков
(сук-жук,
мишка - миска,
Марина-малина, коза-коса)

Н. г.

Начало
слова

Определение
количества звуков в слове

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

ИТОГ

Подбор слов с заданным
звуком

Нахождение картинок с
заданным звуком
Н. г.

К. г.

Составление слова из
последовательно названных
звуков
Н. г.

К. г.

К. г.
Н. г.

Конец
слова

Определение
последовательности
звуков

Выделение
согласного звука

Н. г.

К. г.

Конец
слова
Н. г.

Выделение
гласного звука

К. г.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
ВОСПРИЯТИЕ

Н. г.

К. г.

Начало
слова
Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

№
п/п

К. г.

Дифференциация
не смешиваемых
в произношении звуков
(почка - бочка,
мышка-мошка, кот-кит,
уточка - удочка)

Ф. И. ребёнка

Н. г.

10

Фонематические процессы
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

11

1 . 4 Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста.
Возрастные особенности речевого развития детей 5–6 лет
Словарь ребёнка 5–6 лет растёт не только количественно, но и качественно и
достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается
синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и
свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т. д.), слова, называющие
материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые
распространённые
предложения,
сложноподчинённые,
сложносочинённые
конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже
грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь;
Старшие дошкольники стремятся правильно произносить слова в родительном
падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно
пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут
передавать диалог действующих лиц. Они активно участвуют в беседе,
самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при
составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте
развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки
родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают
последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные,
твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный
слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины,
составляют предложения по картинкам из двух-трёх слов, определяют порядок слов в
предложении.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные
причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной
работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение,
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее
звуковая сторона. Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Они могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не
только главное, но и детали.

12

Возрастные особенности речевого развития детей 6–7 лет
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное
мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает
развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах
деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей
продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной
работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В
подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая
идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста
ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
ІІ. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по
направлениям в соответствии с ФГОС ДО:
Образовательная область («Развитие речи»)
 Активизация знаний детей о звуковом строении слова;
 Закрепление умения делить слова на слоги (части), называть последовательность
слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
 Закрепление знания детей о строении предложения: уметь называть слова с
указанием последовательности, строить схемы предложений;
 Расширение словарного запаса;
 Способствование развитию любознательности, познавательной
активности.
 Планирование свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
 Продолжение работу по развитию речевого дыхания.
 Обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
 Упражнение в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв из
пластилина, вырезании из бумаги, рисовании в воздухе.

13

Образовательная область («Здоровье»)
 Формирование у детей потребности в ежедневной, активной двигательной
деятельности.
 Формирование правильной осанки.
 Воспитание выдержки, настойчивость в достижении результатов.
 Развитие глазомера.
 Совершенствовать основные движения, путем введения новых сложно
координированных видов.
Программа состоит из пяти этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь
строится из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых –
выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару
согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из
трех — пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц,
мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки,
кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или
песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и
заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
IV. Слоговой период обучения.
На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Ребенка
учат читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их. Это поможет ребенку избежать
«рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова.
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов,
имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо
автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т. к.
относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются
несколько букв, а не все слово целиком.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие
фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении
всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по
общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое
занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его
произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с
графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый,
зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая
изучаемый звук.

14

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы
слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы
проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое
представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и
ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу –
развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических
навыков.
На первом году обучения (5–6 лет) не ставится задача научить детей читать и
писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную
сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые
упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной
методике предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 5–6 лет на
материале алфавита, однако последовательность изучения отличается от школьной
(традиционной) она заимствована у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и
Жуковой для обучения первого года обучения.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О,
У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и
обозначаются - красными квадратами. Дети первого года обучения далее знакомятся с
согласными: М, С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся – пропеваются» и их легко
можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а). Затем
переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и т. д.
А дети второго года обучения знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р), которые
хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с
согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с
условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети
переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся
с графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы»,
специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов
и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз
словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова
потерялись» и т. д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить
звуковой анализ слова.
Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ
ориентирована на обучение детей грамоте в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1
года. Наполняемость группы на занятиях – не более 15 человек.
Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
Длительность занятий составляет в подготовительной группе – 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться,
а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых
материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом,
выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей

15

развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается
система знаний о языке.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной
последовательности:
 Звуки окружающего мира;
 Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
 Гласны звуки;
 Согласные звуки (без классификации);
 Согласны твердые и мягкие;
 Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:
 Слово;
 Слог;
 Предложение;
 Заглавная буква;
 Вопросительное предложение;
 Ударение.
2.2. Описание форм, способов и методов реализации Программы.
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу,
а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение
общаться со сверстниками, доброжелательность. Обучение по данной программе
предполагает использование различных форм, методов и средств, с помощью которых
реализуется программа.
Формы организации педагогического процесса:
 специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
 совместная деятельность взрослого с детьми;
 самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей невозможна без соответствующей среды
развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно – развивающую
среду;
 работа в прописях и тетрадях;
 работа с книгой;
 использование новых технологий.
Основные методы, используемые при реализации программы:
 наглядные – рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов,
показ образца задания
 практические – упражнения, игровой метод, моделирование;
 словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.
Для успешной реализации Программы необходимо:
1.Систематически проводить занятия с детьми.

16

2. Создать развивающую и эмоционально комфортную среду.
2.3. Программно-методическое обеспечение программы
1. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е.
Журовой, Н. В. Дуровой: Программа. Методические рекомендации. Игрызанятия. УМК «Обучение дошкольников грамоте». – М.: Школьная книга,
2016.
2. Дурова Н. В., Невская Л. Н. Поиграем в слова. – М.: Школа – Пресс, 2000.
3. Дурова Н. В., Невская Л. Н. От слова – к звуку. – М.: Школа – Пресс, 2000.
4. Дурова Н. В., Невская Л. Н. От звука – к букве. – М.: Школа – Пресс, 2000.
5. Гербовая В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая
разновозрастная
группа):
Кн.
для
воспитателя
дет.сада.М.:Просвещение,1987,- 207 с.:ил.
6. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. и др., Развитие речи детей
дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ под редакцией
Сохина Ф. А.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение,1984.-223 с.
7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя
дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.-160 с.
8. Нищета Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп.
Учебно-методическое пособие. - СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс»,2013112с.
9. Нищета Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет.
Мет. рекомендации. Конспекты занятий. – СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс»
- 2018.-80 с.
10.Нищета Н. В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового
анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. - СПб: ООО Изво «Детство – Пресс» - 2017.-64 с.
11.Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для
воспитателя дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение,1991.-128 с.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях,
улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель –
педагог», повышает рефлексию педагога, повышает уровень знаний детей.
Формы работы с родителями:
 ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и
её эффективностью.
 проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные
звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»

17

 проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш
– мои помощники», «Развиваем моторику рук»
 консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об
успехах их детей
 проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением
родителей
 разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание»,
«Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т. п.
 анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его
особенностей
ІII. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы.
Для успешной реализации программы педагогу необходимо:
Помещение: для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом
воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и
стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в
соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей
индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации
математической деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
Демонстрационный материал:
магнитно-маркерная доска; наборное полотно; набор букв, слогов, слов; картины
художников; говорящая азбука. Скороговорки, потешки, загадки, игры. Раздаточный
материал: вееры с буквами; Рабочие тетради; Планшеты для выкладывания букв.
Раздаточный материал: «Грамматика в картинках» Говори правильно. Для
занятий с детьми 3–7 лет. «Грамматика в картинках» Один — много. Для занятий с
детьми 3–7 лет.
3.2. Учебно-тематический план. Расписание занятий.
Расписание занятий.
День недели

Группа

Время

Понедельник

Группа №

15.15 – 16.30

Вторник

Группа №

15.15 – 16.30

18

3.2. Режим пребывания на занятиях
Количество

Продолжительность

Количество

Количество

занятий в

занятий (мин)

занятий в году

часов в году

неделю
1

30 мин.

32

18 ч.50 мин.

Занятия проводятся в возрастной группе 1 раз в неделю.
День недели – понедельник, четверг.
Основной формой работы с детьми является НОД, продолжительность которого
соответствует возрастным нормам детей:
1 раз в неделю по 30 минут
Количество занятий в год 32.

19

Учебно-тематический план
(подготовительная к школе группа)
Октябрь
Неделя

Тема / № занятия

I неделя

Занятие № 1

II неделя

Занятие № 2

III неделя

Занятие № 3

IV неделя

Занятие № 4

Задачи
 Закреплять представления детей о
слове;
 Закреплять умение интонационно
выделять звук в слове, различать на
слух твёрдые и мягкие, звонкие и
глухие согласные звуки, определять
первый звук в слове.
 Закреплять умение детей
интонационно выделять звук в слове,
называть слова с заданным звуком;
 Учить делить на слоги двусложные
слова, называть слова с заданным
количеством слогов.
 Учить детей делить на слоги двух – и
трёхсложные слова, познакомить с
термином слог;
 Учить называть слова с заданным
слогом;
 Закреплять умение интонационно
выделять звук в слове.
 Учить детей составлять предложение
из двух слов, называть первое и
второе слово;
 Учить называть слова с заданным
звуком.

Демонстрационный
материал
 Предметные картинки:
ЛИМОН, ВИШНЯ,
ПОМИДОР, ЛАМПА,
ВОЛК, ПАРОХОД;
 Мяч;
 Доска.
 Предметные картинки и
игрушки: ЛИСА,
МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, КОТ.

 Предметные картинки:
МАЛИНА, МЯЧ.

 Игрушки: ЗАЯЦ;
 Фишки – игрушки.

Раздаточный
материал
 Разноцветные фишки.

20

Ноябрь
Неделя
I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема / № занятия

Задачи

 Закреплять знания детей о
предложении, учить их составлять
предложения;
 Познакомить со схемой звукового
состава слова, сделать звуковой
состав слова АУ;
 Закрепить умение делить слова на
слоги.
Занятие № 6
 Учить детей проводить звуковой
Звуковой анализ
анализ слова;
слова МАК
 Закреплять умение выделять
первый звук в слове;
 Учить называть слова с заданным
звуком.
Занятие № 7
 Учить детей проводить звуковой
Звуковой анализ
анализ слова;
слова ДОМ
 Закреплять умение называть слова
с заданным звуком;
 Разучить игру с заданиями.
Занятие № 8
 Учить детей проводить звуковой
Звуковой анализ
анализ слова, находить одинаковые
слова ДОМ, ДЫМ
звуки в слове;
 Познакомить со
словоразличительной ролью звука.
Занятие № 5

Демонстрационный
материал
 Предметные картинки:
БЕЛКА.

Раздаточный
материал
 Тетрадь «От слова к
звуку»

 Карточка-схема слова
МАК;
 Серые фишки;
 Мяч;
 Мелкие игрушки.

 Карточка-схема слова
МАК;
 Серые фишки;
 Тетрадь «От слова к
звуку»

 Карточка-схема слова
ДОМ;
 Серые фишки;
 Мяч;
 Мелкие игрушки.
 Карточка-схема слова
ДОМ, ДЫМ;
 Серые фишки;

 Карточка-схема слова
ДОМ;
 Серые фишки;
 Тетрадь «От слова к
звуку»
 Карточка-схема слова
ДОМ, ДЫМ;
 Серые фишки;
 Тетрадь «От слова к
звуку»

21

Декабрь
Неделя

Тема / № занятия

I неделя

Занятие № 9
Звуковой анализ
слова ЛУК

II неделя

Занятие № 10
Звуковой анализ
слова ЛЕС

III неделя

Занятие № 11
Звуковой анализ
слова КИТ

IV неделя

Занятие № 12
Звуковой анализ
слова МАК, ДОМ,
ДЫМ, ЛУК, ЛЕС,
КИТ;

Задачи
 Учить детей проводить звуковой
анализ слова;
 Закреплять знания о
словоразлечительной роли звука;
 Продолжать учить называть слова с
заданным звуком.
 Учить детей проводить звуковой
анализ слова;
 Продолжать учить называть слова с
заданным звуком;
 Закреплять знания о
словоразлечительной роли звука;
 Учить детей проводить звуковой
анализ слова;
 Закреплять умение называть слова
с заданным звуком;
 Учить составлять предложения из
трёх слов и делить их на слова.
 Дать детям понятие о гласных
звуках;
 Продолжать учить называть слова с
заданным звуком.

Демонстрационный
материал
 Карточка-схема слова
ЛУК;
 Серые фишки, мелкие
игрушки;

Раздаточный
материал
 Карточка-схема слова
ЛУК;
 Серые фишки;
 Тетрадь «От слова к
звуку»

 Карточка-схема слова
ЛЕС;
 Серые фишки;
 Мелкие игрушки;
 Мяч.

 Карточка-схема слова
ЛЕС;
 Серые фишки;
 Тетрадь «От слова к
звуку»

 Карточка-схема слова
КИТ;
 Серые фишки;
 Мелкие игрушки;
 Кукла.

 Карточка-схема слова
КИТ;
 Серые фишки;
 Тетрадь «От слова к
звуку»

 Карточка-схема слов
МАК, ДОМ, ДЫМ, ЛУК,
ЛЕС, КИТ;
 Красные фишки;
 Мелкие игрушки

 Карточка-схема слова
МАК, ДОМ, ДЫМ, ЛУК,
ЛЕС, КИТ;
 Красные фишки;
 Тетрадь «От слова к
звуку»

22

Январь
Неделя
I неделя

Тема / №
занятия
Занятие № 13
Звуковой
анализ слова
РОЗА

Задачи

Демонстрационный материал

 Учить детей проведению звукового анализа
слова;
 Закреплять знания о гласных звуках;
 Познакомить со слогообразовательной ролью
гласных звуков;
 Продолжать учить называть слова с заданным
звуком.






 Карточка-схема слова
ЛУНА, ЛИСА;
 Серые фишки;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.
 Мяч.
 Карточка-схема слова
САНИ;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Предметные картинки: КОТ,
РЫБА, ЛИСА, МЯЧ.
 Карточка-схема слова
УТКИ;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.

II неделя

Занятие № 14
Звуковой
анализ слова
ЛУНА, ЛИСА

 Продолжать обучение звуковому анализу
слова;
 Познакомить с тем, что звуки делятся на
гласные и согласные, а согласные на твёрдые
и мягкие.

III неделя

Занятие № 15
Звуковой
анализ слова
САНИ

 Продолжать обучение звуковому анализу
слова;
 Учить различать гласные, твёрдые и мягкие
согласные звуки;

IV неделя

Занятие № 16
Звуковой
анализ слова
УТКИ

 Продолжать обучение звуковому анализу
слова;
 Закрепить знание о гласных, твёрдых и
мягких согласных звуках;
 Познакомить со словоразличительной ролью
твёрдых и мягких согласных звуков;
 Учить называть слова с заданным звуком.

Карточка-схема слова РОЗА;
Серые фишки;
Красные фишки;
Фишки – игрушки.






Раздаточный
материал
Карточка-схема слова РОЗА;
Серые фишки;
Красные фишки;
Тетрадь «От слова к звуку»

 Карточка-схема слова
ЛУНА, ЛИСА;
 Серые фишки;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Тетрадь «От слова к звуку»
 Карточка-схема слова
САНИ;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки;
 Тетрадь «От слова к звуку».
 Полоски с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки;
 Тетрадь «От слова к звуку»

23

Февраль
Неделя
I неделя

II неделя

Тема / №
занятия
Занятие № 17
Звуковой
анализ слова
АИСТ
Занятие № 18
Звуковой
анализ слова
ЛИСТ

III неделя

Занятие № 19
Звуковой
анализ слова
СЛОН

IV неделя

Занятие № 20
Звуковой
анализ слова
ЮЛА

Задачи
 Закреплять умение детей проводить
звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки;
 Закреплять знание о различительной роли
звука;
 Учить называть слова с заданным звуком.
 Продолжать обучение детей звуковому
анализу слов, умению различать гласные,
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
согласные звуки;
 Закреплять знания о словоразличительной
роли звука;
 Учить называть слова с заданным звуком.
 Закреплять умение детей проводить
звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
согласные звуки;
 Закреплять знания о словоразличительной
роли звука;
 Учить называть слова с заданным звуком.
 Закреплять умение детей проводить
звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
согласные звуки;
 Учить называть слова с заданным звуком.

Демонстрационный
материал
 Карточка-схема слова
АИСТ;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.
 Карточка-схема слова
ЛИСТ;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки;
 Мяч.










Раздаточный
материал
Полоски с четырьмя
клеточками;
Красные, синие, зелёные
фишки;
Фишки – игрушки.
Тетрадь «От слова к звуку».
Полоски с четырьмя
клеточками;
Красные, синие, зелёные
фишки;
Фишки – игрушки.
Тетрадь «От слова к звуку».

 Карточка-схема слова
СЛОН;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки;

 Полоски с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.
Тетрадь «От слова к звуку».

 Карточка-схема слова
ЮЛА;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.

 Полоски с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.
 Тетрадь «От слова к звуку».

24

Март
Неделя
I неделя

Тема / №
занятия
Занятие № 21
Звуковой
анализ слова
ЖУК

II неделя

Занятие № 22
Звуковой
анализ слова
ПАУК

III неделя

Занятие № 23
Звуковой
анализ слова
КЛЕЙ

IV неделя

Занятие № 24
Звуковой
анализ слова
МАМА

Задачи

Демонстрационный материал

 Продолжать учить детей проводить звуковой
анализ слов, различать гласные, твёрдые и
мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
 Закреплять знание о словоразличительной
роли твёрдых и мягких согласных звуков;
 Учить называть слова с заданным звуком.
 Продолжать учить детей проводить звуковой
анализ слов, различать гласные, твёрдые и
мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
 Закреплять знание о словоразличительной
роли твёрдых и мягких согласных звуков;
 Продолжать учить называть слова с заданным
звуком.
 Продолжать учить детей проводить звуковой
анализ слов, различать гласные, твёрдые и
мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
 Закреплять знание о словоразличительной
роли твёрдых и мягких согласных звуков;
 Продолжать учить называть слова с заданным
звуком.
 Закреплять умение детей делить слова на
слоги;
 Учить выделять в слове ударный слог;
 Закреплять умение проводить звуковой анализ
слова.

 Карточка-схема слова ЖУК;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.





 Карточка-схема слова
ПАУК;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.

 Полоски с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Тетрадь «От слова к звуку».

 Карточка-схема слова
КЛЕЙ;
 Красные, синие, зелёные
фишки.

 Полоски с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.
 Тетрадь «От слова к звуку».

 Полоска с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки.

 Полоска с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки;
 Фишки – игрушки.
 Тетрадь «От слова к звуку».




Раздаточный
материал
Карточка-схема слова ЖУК;
Красные, синие, зелёные
фишки;
Фишки – игрушки.
Тетрадь «От слова к звуку».

25

Апрель
Неделя
I неделя

Тема / №
занятия
Занятие № 25
Звуковой анализ
слова ГУСИ

II неделя

Занятие № 26
Звуковой анализ
слова МУКА

III неделя

Занятие № 27
Звуковой анализ
слова ИГЛА

IV неделя

Занятие № 28
Звуковой анализ
слова МИШКА

Задачи
 Продолжать учить детей проводить
звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и
мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
 Учить выделять словесное ударение, определять
его место в слове;
 Закреплять знание о словоразличительной роли
звука.
 Продолжать обучение детей звуковому анализу
слова, умению различать гласные, твёрдые и
мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
 Учить выделять словесное ударение и определять
его место в слове;
 Познакомить со словоразличительной ролью
ударения;
 Продолжать учить называть слова с заданным
звуком.
 Продолжать учить детей проводить звуковой
анализ слова, различать гласные, твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие согласные звуки;
 Учить выделять словесное ударение и определять
его место в слове;
 Учить называть слова с заданным ударным
гласным звуком.
 Продолжать учить детей проводить звуковой
анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие согласные звуки;
 Учить выделять словесное ударение, определять
его место в слове;
 Учить называть слова с заданным ударным
гласным звуком.

Демонстрационный материал

Раздаточный
материал
Полоска с четырьмя
клеточками;
Красные, синие, зелёные
фишки.
Чёрные фишки;
Тетрадь «От слова к звуку».

 Полоска с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки.
 Чёрные фишки;
 Мяч.



 Полоска с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки, чёрные фишки;
 Фишки – игрушки.

 Полоска с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки.
 Чёрные фишки;
 Тетрадь «От слова к звуку».

 Полоска с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки, чёрные фишки;
 Фишки – игрушки.

 Полоска с четырьмя
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки.
 Чёрные фишки;
 Тетрадь «От слова к звуку».

 Карточка – схема слова
МИШКА;
 Красные, синие, зелёные
фишки, чёрные фишки;
 Фишки – игрушки.

 Полоска с пятью
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки.
 Чёрные фишки;
 Тетрадь «От слова к звуку».





26

Май
Неделя
I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема / №
занятия
Занятие № 29
Звуковой
анализ слова
МЫШКА

Занятие № 30
Звуковой
анализ слова
СЛИВА

Занятие № 31
Звуковой
анализ слова
ЗАМОʹК

Занятие № 32
Звуковой
анализ слова
ЛЕЙКА

Задачи
 Продолжать учить детей проводить
звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
согласные звуки;
 Учить сравнивать слова по звуковому
составу

Демонстрационный
материал
 Карточка – схема слова
МИШКА, МЫШКА;
 Красные, синие, зелёные
фишки, чёрные фишки;
 Фишки – игрушки.






 Продолжать учить детей проводить
звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
согласные звуки;
 Закреплять умение называть слова с
заданным ударным гласным звуком.

 Полоски с пятью
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки, чёрные фишки;
 Фишки – игрушки.



 Продолжать учить детей проводить
звуковой анализ слов, различать ударные
и безударные гласные, твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие согласные звуки;
 Закреплять умение называть слова с
заданным звуком.

 Полоски с пятью
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки, чёрные фишки;
 Фишки – игрушки.



 Продолжать учить детей проводить
звуковой анализ слов, различать ударные
и безударные гласные, твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие согласные звуки;
 Закреплять знание о различительной роли
звука.

 Полоски с пятью
клеточками;
 Красные, синие, зелёные
фишки, чёрные фишки;
 Фишки – игрушки,
 Предметные картинки:
РАК, ЩУКА, КАРАСЬ.














Раздаточный
материал
Полоска с пятью
клеточками;
Красные, синие, зелёные
фишки.
Чёрные фишки;
Тетрадь «От слова к
звуку».
Полоска с пятью
клеточками;
Красные, синие, зелёные
фишки.
Чёрные фишки;
Тетрадь «От слова к
звуку».
Полоска с пятью
клеточками;
Красные, синие, зелёные
фишки.
Чёрные фишки;
Тетрадь «От слова к
звуку».
Полоски с пятью
клеточками;
Красные, синие, зелёные
фишки, чёрные фишки;
Тетрадь «От слова к
звуку».

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155».
[Электронный ресурс]//www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями) [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/
3.Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи:- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.104с.
4.Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных педагогических
училищ. М.,. «Просвещение»,1977.239с.
5.Федоренко Л.П, Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
Учебное пособие для учащихся дошкол.пед.уч-щ по спец.№2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в
дошкольных учреждениях»,-2-е изд,дораб.-М.: Просвещение ,1984.-240с.
5.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.ИЗД.2, переработ. и доп. М, «Просвещение»,1971.240с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».