Положение о внутреннем учёте семей_ с изм.pdf

Буторина Нелли
Владимировна

Подписан цифровой подписью: Буторина Нелли
Владимировна
DN: O=МАДОУ НТГО Ёлочка, CN="Буторина
Нелли Владимировна ", E=butorinanelli@mail.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2023.03.14 09:37:11+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.1.0

I. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ от
29.12.2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом РФ от
24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями), Законом РФ от
24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями), Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (с
изменениями и дополнениями), Кодексом РФ об административных правонарушениях от
30.12.2001 г.
1.2. Настоящее положение регламентирует порядок постановки на внутренний учет и
снятия с учета семей воспитанников, находящихся в социально - опасном положении,
семей группы риска развития социально - опасного положения, а также семей,
обладающих признаками, указывающие на раннее семейное неблагополучие.
1.3. В Положении применяются следующие понятия:
- семья, находящаяся в социально опасном положении,
–семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где
родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно
влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; - учет в образовательном
учреждении воспитанников и семей, находящихся в социально опасном положении, семей
группы риска развития социально-опасного положения, а также семей, обладающих
признаками, указывающих на ранние признаки семейного неблагополучия –система
индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным
учреждением в отношении несовершеннолетних воспитанников и семей, находящихся в
социально - опасном положении, группе риска развития социально-опасного положения, с
признаками раннего неблагополучия, которая направлена на предупреждение
безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в отношении
несовершеннолетних воспитанников; выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности и правонарушениям в отношении несовершеннолетних
воспитанников;
- социально-педагогическую реабилитацию воспитанников и семей, находящихся в
социально-опасном положении, семей группы риска развития социально-опасного
положения, а также семей, обладающих признаками, указывающих на ранние признаки
семейного неблагополучия.
II. Основные цели и задачи.
2.1. Внутренний учет семей воспитанников ведется с целью осуществления наблюдения за
ситуацией в семье и организации целенаправленной профилактической работы с семьями,
находящимися в социально - опасном положении, семьями группы риска развития
социально - опасного положения, а также семьями, обладающими признаками,
указывающие на ранние признаки семейного неблагополучия и требующими
повышенного внимания.
III. Основания (критерии) постановки на внутренний учет семей воспитанников
3.1. МАДОУ НТГО детский сад «Ёлочка» выявляет несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, а также не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательной организации,
принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им помощь в
обучении и воспитании детей.
На внутренний учет ставятся семьи, имеющие детей, находящиеся в социальноопасном положении, семьи группы риска развития социально-опасного положения, а
также семьи, обладающие признаками, указывающие на ранние признаки семейного
неблагополучия, а также семьи, состоящие на учете в органах и учреждениях системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3.2. На внутренний учет по категории «группы риска» ставятся семьи, в которых:
- родители (законные представители) замечены в бытовом пьянстве, употреблении
наркотических и психотропных веществ;
- частые сборища посторонних взрослых в квартире;
- ребенка в детский сад, в поликлинику приводят не родители (систематически);
- родители (законные представители) не выполняют своих обязанностей по охране
здоровья ребенка;
- дети приходят в детский сад неопрятно одетыми, в плохом настроении, в сонном
состоянии, имеют болезненный вид, голодные;
- родители (законные представители), ранее лишенные родительских прав на одного или
нескольких детей и вновь родившие ребенка (детей);
- родители (мать, отец), восстановленные в родительских правах;
- родители (мать, отец), получившие отсрочку наказания по приговору суда в
соответствии с УК РФ до достижения ребенком 14-ти летнего возраста;
- семья, в которой несовершеннолетние дети имели суицидальные попытки;
- несоблюдение санитарно – гигиенических норм в квартире (доме, комнате), в т.ч. шум,
частый сбор громких компаний и т.п.;
- ребенок перестал посещать детский сад, без уважительной причины/посещает
нерегулярно;
- родители (законные представители), (ближайшее окружение) ребенка страдают
психическими заболеваниями;
- родители (законные представители) не работают длительный период,
часто меняют место работы; - дети часто гуляют без присмотра взрослых, находятся на
улице в вечернее и ночное время, не организован досуг и режим детей;
- дети часто остаются дома без присмотра взрослых или с чужими людьми;
- несовершеннолетние родители (семьи от ранних браков);
- постразводная ситуация: крайне болезненное реагирование детей на развод родителей,
изменилось поведение ребенка, отношение к родителям и др.;
- смерть одного из родителей: изменилось поведение ребенка, отношение к детскому
саду, друзьям;
- неудовлетворительные бытовые условия, жилищные проблемы;
- ребенок старше 3-х лет не устроен в детский сад;
- у ребенка вовремя не оформлены (не восстановлены) необходимые документы;
- неблагоприятный психологический климат в семье, в т.ч. частые конфликты (по
информации
от
родственников,
соседей
несовершеннолетнего,
учреждений
здравоохранения, образования, от самого несовершеннолетнего, от других субъектов
профилактики в устной, либо письменной форме).
3.3. На внутренний учет по категории «социально-опасное положение» ставятся семьи, в
которых родители или иные законные представители:
- не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;
- не исполняют прав и обязанностей родителей или иных законных представителей по
защите прав и интересов ребенка;
- злоупотребляют наркотиками и (или) спиртными напитками;
- отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в
противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество и т.д.);

- допускают в отношении своих детей жестокое обращение и различные формы насилия;
- создают обстановку, которая негативно влияет на психологическое состояние ребенка и
его самочувствие;
- ограничены в родительских правах;
- родители-осужденные, имеющие условную меру наказания;
-семьи, где имеются сожители матерей, склонных к злоупотреблению спиртными
напитками, склонные к агрессивному поведению.
3.4. Семьи ставятся на внутренний контроль при наличии одновременно 2-3 критериев,
указанных в п.3.2 как семья на ранней стадии семейного неблагополучия (семьи «группы
риска»), в п.3.3. как семья, находящаяся в социально-опасном положении.
3.5. При недостаточности критериев указанных в п.3.2 п.3.3., для постановки семьи в
«группу риска», «социально-опасное положение», а также в случае систематического
нарушения правил внутреннего распорядка учреждения, семья ставится на
внутриучрежденческий контроль, а также незамедлительно информируются:
1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях
нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других
прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих
предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке,
представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а
также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их
законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и
(или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или)
антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или
совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о
несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо
которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;
5.1) уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовноисполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании
социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации,
трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или
антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или)
ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными
наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения
курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной
реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения
возложенных на них судом обязанностей;
6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся
в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и
спиртосодержащей
продукции,
наркотических
средств,
психотропных
или
одурманивающих веществ;
7) орган, осуществляющий управление в сфере образования - о выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом
из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в
связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных
организациях.

3.6. Информация, указанная в пункте 3.5 настоящего Положения, подлежит хранению и
использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
IV. Содержание работы с семьями, поставленными на учет.
4.1. При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в Приложении 10
или при получении информации от третьих лиц педагогические работники
незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня)
информируют (в устной форме) об этом своего руководителя (заведующего).
Заведующий после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в Управление образования и ОВД для принятия
мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня
направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию
(беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания
причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках
(факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении
ребенка совершено со стороны третьих лиц.
4.2. Воспитатель, совместно с педагогом – психологом МАДОУ НТГО д/с «Ёлочка» в
начале учебного года планируют профилактическую работу с семьями, поставленными на
учет.
4.3. Обо всех значимых изменениях (негативных и позитивных) в неблагополучной семье
воспитатель оперативно докладывает заведующему МАДОУ НТГО д/с «Ёлочка»
4.4. На основании докладной (или представления) воспитателя, педагога - психолога
(Приложение 1) издает распорядительный акт о постановке семьи на внутренний контроль
по категории (внутренний учет, «группы риска», «социально-опасное положение»)
(Приложение №2).
4.5.Воспитатель оформляет личное дело семьи: приказ о постановке на контроль,
социальный паспорт семьи (Приложение3), акт обследования жилищно-бытовых условий
(Приложение 4), план индивидуальной работы с семьей (Приложение 5), характеристика
на семью, ребенка и включает данную семью в банк данных (Приложение 6).
4.6. Родителям (законным представителям) в течение 3-х рабочих дней после постановки
семьи на контроль по категории («внутренний учет», «группы риска», «социально-опасное
положение») направляется уведомление о постановке на контроль с указанием цели и
плана работы под подпись (Приложение №7).
V. Основания для снятия с внутреннего учета.
5.1. С внутреннего учета снимаются семьи:
- имеющие позитивные изменения указанных в настоящем положении обстоятельств
жизни (раздел 3);
- семьи детей, окончивших дошкольное образовательное учреждение;
- сменившие место жительство или по случаю перевода ребенка в другое образовательное
учреждение;
- семьи детей, направленных в специальные учреждения;
- восстановленные в родительских правах;
- создавшие обстановку, которая позитивно влияет на психологическое состояние ребенка
и его самочувствие;
- по другим объективным причинам.
5.2. Снятие с внутреннего учета семей, находящихся в социально - опасном положении,
осуществляется на основании совместного представления заведующего, педагога -

психолога, воспитателей МАДОУ НТГО д/с «Ёлочка» (Приложение 8), а также с учетом
соответствующей информации из органов или учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о позитивных изменениях
обстоятельств жизни семьи и оформляется распорядительным актом заведующего
МАДОУ НТГО д/с «Ёлочка» (Приложение №9).
VI. Ответственность и контроль за указанным видом деятельности.
6.1. Оформление соответствующей документации по постановке семей воспитанников на
внутренний учет и снятию с внутреннего учета осуществляет педагог - психолог.
Постановка на внутренний учет и снятие с внутреннего учёта производится на основании
приказа заведующего МАДОУ НТГО д/с «Ёлочка».
6.2. Контроль за качеством использования проводимой в соответствии с настоящим
положением работы возлагается на заведующего ДОУ.

Приложение 1
Наименование ДОУ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ПОСТАНОВКУ НА ВНУТРЕННИЙ УЧЁТ
ФИО воспитанника_________________ группа_______________
год рождения _______________________
считаем необходимым семью воспитанницы (ка) _______________________________
поставить на внутренний учѐ т на основании (Сведения о причинах постановки на
внутренний учет, круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками,
взрослыми, вредные привычки, интересы, увлечения и др.) Воспитатель
____________________________________________________________
«_______» ____________ 20____год.

Приложение 2
Наименование ДОУ
ПРИКАЗ
дата
№ ___
О постановке на учет семьи (ФИ ребенка) На основании Положения ДОУ О постановке
на
внутренний
контроль,
на
основании
представления
от
воспитателя
_______________________________________________
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Поставить
на
контроль
семью
___________________________________,
__________года
рождения, с _____, на внутренний контроль (или, как семью «группы риска» или
семью СОП).
2. Включить семью в банк данных как семью «группы риска» (или «СОП», или
«внутриучрежденческий учет»);
2.1. Сформировать личное дело воспитанника (социальный паспорт семьи
воспитанника, акт обследования жилищных условий семьи, условий жизни и
воспитания ребѐ нка, характеристику ребенка, индивидуальный план работы с
семьей);
2.2. Составить план работы с семьей.
2.3. Обеспечить реализацию составленного плана.
3. Воспитателям:
3.1. Обеспечить наблюдение за воспитанником и его семьей с целью своевременного
выявления фактов жестокого обращения с ребенком, уклонения родителей от
исполнения обязанностей по воспитанию, делегированию своих обязанностей
посторонним лицам, ухудшения положения семьи, выявления фактов злоупотребления
спиртными напитками и (или) другое.
3.2. При выявлении признаков, указанных в п.3.1. незамедлительно информировать
заведующего.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий
С приказом ознакомлены:
«___»_________________ 20__г. / _________________ ФИО воспитателей

Приложение № 3
Социальный паспорт семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном
положении, семьи «группы риска», посещающего ДОУ
1. Дата выявления и постановки на учет _______________________________________
2. ФИО родителей, дата рождения:
Отец:
Мать:
3. Домашний адрес, телефон
4. Место работы родителей, занимаемая должность:
Отец:
Мать: безработная
5. Сведения о несовершеннолетних детях (ФИО, дата рождения, посещаемое
учреждение, состоит ли на учете в ОУ).
6.
Условия
жизни
и
воспитания
в
семье:
__________________________________________________________________________
7. Критерии постановки на учет семьи и несовершеннолетнего, находящегося в
социально - опасном положении, семьи «группы риска» (согласно критериев)
__________________________________________________________________________
___________________________8. Категория семьи (семья, находящаяся в социальноопасном положении, семья «группы риска»)
9.
Результаты
профилактической
работы____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________
«___» ______________ 20 __г.
Подпись специалиста________________

Приложение 4
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ
от
________________20___г.
ФИО
главы
семьи____________________________________________________________________
Дата рождения______________________
Место
рождения__________________________________Образование_____________________
__________________________________________________________________________
Адрес
проживания________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Адрес
регистрации________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Место
работы
_____________________________________________Доход______________________Ст
атус
семьи
(полная,
неполная,
многодетная,
опекунская)__________________________________ Статус «нуждающейся семьи» (да,
нет) __________________________________________________
Состав семьи:
Ф.И.О.
Место
Дата и место
Размер
Отношение к
№
членов
работы,
рождения
доходов
главе семьи
семьи
учебы, ДОУ
1
2
3
4
5
Цель
социального
патронажа:___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Характеристика
жилья
и
ситуация
на
момент
обследования:_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение
специалиста___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подписи
специалистов
(с
указанием
должностей)___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Резолюция____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Приложение 5
План индивидуальной профилактической работы с семьей, состоящей на внутреннем
контроле, воспитанницы (ка):
Мероприятия
сроки
ответственные
Социальный
патронаж
семьи, оформление акта
ЖБУ
Систематизация сведений
о семье
Оформление социального
паспорта
Психолого-педагогическое
консультирование,
законодательное
просвещение, содействие
во взаимодействии со
специалистами ДОУ
Привлечение к участию в
мероприятиях,
проводимых в ДОУ
Проведение
индивидуальных бесед с
родителями,
консультирование
по
вопросам воспитания и
развития ребенка
Изучение
динамики
проблемы семьи
Анализ работы с семьей
Воспитатель _________________________________________________________
Дата

Приложение №6
Форма №1 Банк данных о семьях, находящихся в социально-опасном положении, семьях «группы риска» за ____________________20___ г.
(составляется в алфавитном порядке, по фамилии матери)
№

ФИО
родителей

Дата
Место
рождения работы

1

2

3

Всего семей - ___________

4

Домашний ФИО
Дата
Место
адрес
всех
рождения учебы
детей до
18 лет
5
6
7
8

В них - ______________ человек

Тип
неблагополучия

Где
Работа,
результат
стоит на проведенная
учете
С семьёй

9
10
(приечание)

11

12

В них - ______________ детей до 18 лет

Приложение 7
УВЕДОМЛЕНИЕ
Наименование ОУ
уведомляет о том, что Ваша семья поставлена на внутренний контроль (или контроль по
категории «группы риска», «СОП») с целью осуществления наблюдения за ситуацией в
семье и организации целенаправленной профилактической работы с семьями на
основании____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(п. № __ Положения ДОУ о постановке на внутренний контроль, приказ от
«___»_____________ №_____)

Приложение 8
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СНЯТИЕ С ВНУТРЕННЕГО УЧЕТА
Семья
воспитанника(цы)
_____________________________________________________________________________
Мать_________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________
Опекун
(попечитель)
_____________________________________________________________________________
Адрес
проживания
семьи________________________________________________________________________
Состоящей
на
учете______________________________________________________________
(дата
постановки,
основание,
причины)
_____________________________________________________________________________
В
ходе
проведения
индивидуальной
профилактической
работы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________а
также
по
представлению
______________________________________________________ (ПДН ОВД, КДН, органов
социальной
защиты,
опеки
попечительства)
предлагаем
семью
____________________________________ с внутреннего учета снять.
Воспитатель__________________________
Дата:

Приложение 9
Наименование ДОУ
ПРИКАЗ
дата № ___
О снятии семьи ФИ ребенка с учета
На основании приказа ОУ от _________ года № ____«О выбытии детей»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Снять с контроля семью ФИ ребенка, ______ года рождения с __________ года.
2. Секретарю ФИО: - внести изменения в банк данных о семьях, находящихся в
социально-опасном положении, семьях «группы риска».
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий_____________
С приказом ознакомлена:

Приложение 10
Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия над ребенком
* Внешний вид ребенка и характер травм:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев,
следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или
заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
*Психическое состояние и поведение ребенка:
возраст 1,5 -3 года
- боязнь взрослых; - редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;
возраст 3 -6 лет
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- жестокое отношение к животным;
- лживость, воровство;
- склонность к поджогам.
 Поведение родителей или попечителей:
-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание
внести ясность в произошедшее;
-несвоевременное обращение за медицинской помощью;
-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
-обвинение в травмах самого ребенка;
-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению;
-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком,
обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка; рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в
поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое
возбуждение и др.).

Признаки, позволяющие заподозрить применение эмоционального насилия
* Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва
желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

 Поведение ребенка:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
* Поведение взрослых
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические
состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить
пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например,
во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и
появлении заботы о ребенка;
-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
-повторные случайные травмы или отравления;
-постоянный голод и (или) жажда;
-кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- агрессивность и импульсивность;
Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и
поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
-заболевания, передающиеся половым путем,
-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
-резкие изменения веса;
-психосоматические расстройства,
-страхи, ночные кошмары;
-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или
игрушками;
-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения
особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с
обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы,
ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством
физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на
теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на
щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были
нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы
избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые
рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка,
оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без
физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляци
я,
предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и
возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка
психическую травму.
3.
Особенности
физического
состояния
и
поведения
ребенка:
сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и
порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к
сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд,

вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку
непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по
рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах
возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее
обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или
приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в
детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка
имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее,
такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и
(или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в
отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за
ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».