10.08.2022
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это
определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное,
приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении,
физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечиватет:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста,
здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с
педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда групп: содержательно-насыщенна; трансформируема; вариативна; полифункциональная; доступная; безопасная.
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП
среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования,
уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора
детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все
виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и
безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации
соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда
делится на пять образовательных областей:
1.
Социально – коммуникативная;
2.
Познавательная;
3.
Речевая;
4.
Художественно – эстетическая;
5.
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное
развитие:
— Центр ПДД;
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
Речевое
развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр Книги;
— Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое
развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое
развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой
центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию,
формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между
детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом
возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к
сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения.
Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной
безопасности.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится
материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики,
песочные часы, камни и т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал,
дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли
строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель,
разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое
оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и
любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность
самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с
яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для
художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По
желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих
творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованная деятельность.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
1.
Развивают артикуляционную моторику;
2.
Развивают артикуляционную моторику;
3.
Расширяют словарный запас;
4.
Развивают монологическую и диалогическую речь;
5.
Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для
профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.