ДОП_Будущий журналист

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа детский сад «Ёлочка»

Принято:
Педагогическим советом
МАДОУ НТГО детский сад «Ёлочка»
Протокол № 01 от 30.08.2023г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ НТГО
детский сад «Ёлочка»
Буторина Нелли
Владимировна___________ Н.В. Буторина
Приказ № 274к от 31.08.2023г.
Подписан цифровой подписью: Буторина Нелли Владимировна
DN: O=МАДОУ НТГО Ёлочка, CN="Буторина Нелли Владимировна ", E=
butorinanelli@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2024.08.20 09:38:31+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2023.3.0

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Будущий журналист»
возраст учащихся 4-5 лет
срок реализации программы 1 год

Автор-составитель:
Лучина А. А.

Нижняя Тура
2023 год

Оглавление
1. Основные характеристики ......................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка. .............................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы............................................................................. 5
1.3. Содержание программы................................................................................ 5
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………. 10
2. Организационно – педагогические условия реализации программы.
2.1. Условия реализации программы.................................................................. 11
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.............................. 12
3. Список литературы........................................................................................
3.1. Список литературы для педагога.................................................................. 12
3.2. Список литературы для учащихся. ............................................................. 12
3.3. Интернет-ресурсы. ....................................................................................... 12
ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Будущий
журналист» относится к социально-гуманитарной направленности и предоставляет целый
ряд уникальных возможностей для реализации образовательных, воспитательных и
развивающих задач.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
постановления от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р);
письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ);
приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. N 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
приказ №785-Д от 29.06.2023 «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом;
приказ №963-Д от 25.08.2023 «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и молодежной политики в приказ №785-Д»;
локальные акты: учебный план, правила внутреннего трудового распорядка,
инструкции по технике безопасности, положение о режиме занятий.
Актуальность общеразвивающей программы.
Актуальность развития творческой активности личности обучающихся возрастает
по мере увеличения и изменчивости современного мира. Век компьютеризации и
информатизации требует от личности креативного подхода, поиска, познаний. Изменение
информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми.
Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети,
телевидение, радио, мобильные телефонные сети, медиа проекты. Новые
информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания
себя в нём для детей.
Программа разработана с учетом потребностей родителей (законных
представителей), которые отмечают положительными моментами: отсутствие
специального отбора детей на обучение по программе, удобное расписание занятий (в
дневное время когда ребёнок находится в детском саду).

Отличительная особенность общеразвивающей программы.
Программа составлена на основе методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации №09-33242 от 18.11.2015г.)
Отличительная особенность общеразвивающей программы состоит в следующем: в
течение всего курса осуществляется интеграция разных видов деятельности, что
позволяет разнообразить занятие, поддержать интерес учащихся. Предусмотрена игровая
деятельность, так как она является ведущей деятельностью этого возрастного этапа.
Потребность в игре заложена в ребенке самой природой.
Адресат общеразвивающей программы – учащиеся 4-5 лет.
Возраст детей 4-5 лет – это период активного развития физических,
познавательных, творческих способностей ребенка, общения со сверстниками.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поэтому занятия построены в
игровой форме.
Дети этого возраста быстро утомляются. Внимание быстро переключается.
Длительное время ребенок не может выполнять одно и то же задание. Ведущим у детей
является конкретно-образное мышление, т.е. педагог должен использовать в своей работе
яркое словесное рисование – описание, сравнение, наглядность, показ.
Создание программы продиктовано необходимостью удовлетворить интересы
обучающихся к журналистской деятельности, что представляет массу возможностей в
социально-общественном творчестве, в разностороннем интеллектуальном развитии и
выработке навыков к самоопределению в поиске будущей профессии.
Наполняемость в группах – от 5 до 15 человек.
Комплектование учебных групп осуществляется по возрастным категориям:
1 год обучения – 4-5 лет;
Программа ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся.
Режим занятий:
1 год обучения: 1 раз в неделю по 20 минут;
Продолжительность одного занятия – 20 минут.
Объем общеразвивающей программы – 36 часов.
1 год обучения: 36 часов в год;
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 года.
Особенности организации образовательного процесса: модель реализации
программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течении года.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Перечень видов занятий: практические занятия, беседа.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: практические занятия, беседа, педагогическое
наблюдение, выпуск стен газет.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: развитие творческих и интеллектуальных
способностей, активной жизненной позиции, социализация обучающихся посредством
включения его в журналистскую деятельность.

Задачи общеразвивающей программы:
1 год обучения
 пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к
журналистике как виду общественной деятельности;
 формирование навыков совместной деятельности и конструктивного общения;
 развитие умений грамотного и свободного владения устной речью;
 развитие познавательного интереса, мотивации к журналистской деятельности,
потребности к творческому труду.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п

1
2
3
4
5

Наименование
раздела

Вводное занятие
Основы
журналистики
Журналистское
творчество
Журналистское дело

Количество часов
(теория/практика)
Год обучения
1
теория
практика
1
0
4
7

всего
1
11

Итоговое занятие
ИТОГО:

10

3

7

12

3

9

2
36

1
12

1
24

Формы
аттестации/контроля

Пед. наблюдение.
Практическая работа.
Пед. наблюдение.
Пед. наблюдение.
Практическая работа.
Пед. наблюдение.

Всего по программе: 36 часов.
Учебный (тематический) план
1 год обучения 4-5 лет
№ п/п
1.
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2

Наименование
раздела
Вводное занятие
Знакомство
с
профессией журналист
Основные
виды
информации
Сбор информации
Методы
оформления
публикаций

4.
4.1

Интервью

4.2

Мой первый репортаж

5

Итоговое занятие
Всего

Количество часов
всего теория
практика
1
1
0
Основы журналистики
6
2
4
5

2

3

Формы
аттестации/контроля

Пед. наблюдение.
Практическая работа.
Пед. наблюдение.
Практическая работа.

Журналистское творчество
4
1
3
Пед. наблюдение.
Практическая работа.
6
2
4
Пед. наблюдение.
Практическая работа.
Журналистское дело
6
1
5
Пед. наблюдение.
Практическая работа.
6
2
4
Пед. наблюдение.
Практическая работа.
2
1
1
Пед. наблюдение.
Практическая работа.
36
12
24

Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство детей друг с другом. Изучение правил техники безопасности.
2. Основы журналистики
2.1 Знакомство с профессией журналист
Теория: Ознакомить детей с профессией журналист, расширить знания детей в области
журналистики, об особенностях работы журналиста, видео оператора и фото-оператора.
Практика: Интерактивные игры «Я журналист», «Работа журналиста». Настольно
печатные игры, Творческая деятельность «Я так вижу».
2.2. Основные виды информации
Теория: Познакомить детей с основными видами информации: газеты, журналы,
телевидение, радио, интернет. Изучить, для чего нужно СМИ и как оно используется.
Практика: Интерактивная игра «Виды информации»,
Настольно печатная игра
«Размещаем информацию», Творческая деятельность «Реклама»
3. Журналистское творчество
3.1. Сбор информации
Теория: Учить детей собирать информацию, выделяя важные элементы.
Практика: Интерактивная игра «Охота за информацией». Практическая деятельность
«Новости детского сада», Настольно печатная игра «Что здесь произошло»
3.2 Методы оформления публикации
Теория: Научить детей основным правилам и методам оформление настольно печатных
публикаций (Стенгазеты, брошюры, журналы, газеты),
Практика: Творческая деятельность: «Рекламируем продукт», «Стенгазета», «Расскажем
правду».
4. Журналистское дело
4.1 Репортаж. Как взять интервью.
Теория: Изучать основные методы и правила интервью, проводить сбор информации,
придумывать вопросы, обмениваться мнениями.
Практика: «Интервью с любимой игрушкой», «Я беру интервью у друга»,
«Телевидение», «Интервью у сотрудников детского сада».
4.2 Мой первый репортаж.
Теория: Формировать представление детей о репортаже, как жанре журналистики. Учить
основам правильного репортажа.
Практика: Репортаж «В мире животных», Репортаж «Безопасность на дороге»,
«Репортаж из детского сада»
5. Итоговое занятие
Теория: Викторина «Я журналист», закреплять полученные знания детей в области
журналистики.
Практика: Создание итоговой стенгазеты «Моя профессия – Журналист»

Календарный учебный график
Содержание
1 год обучения
Начало учебного года

01 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Каникулы

1-9 января

Продолжительность учебного года

36 недель

Продолжительность учебных часов

36 часов

Режим занятий

1 раз в неделю

Продолжительность занятия

20 мин

Сроки
проведения
(мониторинга)

аттестации Вторая неделя сентября
Третья неделя мая

1.4. Планируемые результаты
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности:
художественно – эстетической, речевой, познавательной, игровой, общении,
познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Совместными усилиями детей, педагогов и родителей на базе детского сада создана
отдельная развивающая, полифункциональная, трансформируемая, вариативная
предметно-пространственная среда для занятия журналистской деятельностью.
Материально-техническая база Учреждения обеспечивает возможность успешно
заниматься детской журналистикой:
 Музыкальный зал;
 Экран на штативе;
 Музыкальный центр;
 Театральные костюмы;




Декорации
Переносной мультимедийный проектор с экраном.

Кадровое обеспечение:
Реализацию
программы
обеспечивает
воспитатель,
обладающий
профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении
образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее
образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
Учебно – наглядные пособия:
Схемы – модели составления рассказа, построения интервью (коллажи,
мнемодорожки, мнемоталицы, пиктографические картинки, сиквейн… ).
Методические разработки: сценариев «Детсадовских новостей», промо-ролики
«Маленькие журналисты»…; сценарии открытых мероприятий
Видиотека: презентации: «Профессия журналист», «Что такое промо-ролик»,
«История детского журнала»…; видеоматериал: Выпуски детсадовских новостей, DVD
диски «Мои веселые друзья животные», коллекция интерактивных игр «Скажи
правильно», «Профессии», «Что нужно журналисту для работы», «Правильнонеправильно»…, подборка фильмов «Во круг света», аудиозаписи…
Дидактические пособия: набор карточек «Мы журналисты»; игры «Собери
картинку», «Продолжи ряд», «Что лишнее», «Звукооператор»; напольная игра «Вопросответ» (с кубиком)…
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение учебного года проводится промежуточная и итоговая аттестация.
Аттестация осуществляется при помощи практической работы, цель которой – определить
уровень развития практических умений и навыков учащихся. (Приложение 1).
3. Список литературы
1. Развитие речи детей 3-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С.
Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 272 с.;
2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновацилнная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020;
3. Интернет ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».